Разделы
- Азовское пароходство (2)
- Балтийское пароходство (13)
- Дальневосточное пароходство (7)
- Камчатское пароходство (1)
- Каспийское пароходство (4)
- Латвийское пароходство (8)
- Литовское пароходство (3)
- Мурманское пароходство (9)
- Новороссийское пароходство (6)
- Одесское пароходство (5)
- Приморское пароходство (1)
- Разная принадлежность (46)
- Сахалинское пароходство (5)
- Северное пароходство (11)
- Советское Дунайское пароходство (2)
- Черноморское пароходство (29)
- Эстонское пароходство (3)
Мы в друзьях
Даты
-
6 октября 1923 года
Открылась советская полярная станция Маточкин Шар на Новой Земле. Долгое время она являлась самой северной в мирe полярной станцией.
Немного истории
-
В Батумском порту
Год 1894-й
Несмотря на затраченный до настоящего времени средства на устройство и улучшение батумскаго порта (израсходовано до пяти миллионов рублей), строительные работы, почти уже законченные, признаны недостаточными и односторонними. Тип нынешних портовых сооружений в Батуме и глубина гаваней приравнены к судам больших размеров, нужды же местнаго каботажа совершенно были упущены из вида.
Для пополнения этого существенного пробела в министерстве путей сообщения разработан проект устройства в батумском порте еще особой каботажной гавани, для чего и испрашивается через государственный совет отпуск 750 тысяч рублей. С приведением этого проекта в исполнение, батумский порт будет удовлетворять нуждам судов и дальняго, и каботажного плавания.
Капитан дальнего плавания (Мезенцев Георгий Афанасьевич)
- Подробности
- Категория: Люди
(К 70-летию со дня рождения Г. А. Мезенцева)
Трудно назвать месяц или даже год, когда море вошло в его жизнь. Трудно, потому что родился он в небольшом портовом городе Бердянске, где главными событиями и праздниками были заходы и стоянки морских кораблей, встречи с моряками, повидавшими мир за далекой чертой горизонта мальчишеского воображения.
Георгию рано пришлось столкнуться с жизненными испытаниями: когда ему было 13 лет, умер единственный кормилец семьи — отец...
Гражданская война. Власть в городе переходит из рук в руки. Отступают красные части, немецкие оккупационные войска начинают вводить «новый порядок», их сменяют отряды Махно, белогвардейское офицерство расстреливает бердянский горсовет.
Однажды к их маленькому домику на Гостиной улице подлетела, вздымая дорожную пыль, тачанка. Навсегда Георгий запомнил ее, уверенно развернутое дуло «максима», матросов, их сильные тела, перехваченные пулеметными лентами.
— Здесь живет гражданка Мезенцева?
Матросы вошли в дом, медленно сняли бескозырки.
— Сын ваш старший, Мезенцев Иван, депутат экипажа ледокола «Знамя Социализма», геройски погиб на геническом рейде, спасая наших товарищей.
Так осталась мать одна с четырьмя сыновьями на руках. В тот год ее второму сыну, Георгию, исполнилось 15 лет.
1919 год. Первое самостоятельное плавание на моторно-парусной шхуне «Святая Елена». Он уходил из дома почти полноправным членом экипажа, чтобы потом поступить в Бердянское мореходное училище. Разве можно забыть первые самостоятельные вахты на руле, работу с парусами? Казалось, «Святая Елена» сошла со страниц приключенческого романа Стивенсона или повести Грина. Хозяином шхуны был грек, искусный моряк, но жестокий предприниматель.
... Бердянская мореходка. Судоводительское отделение. Начальником училища был адмирал Смельский, старый мореплаватель, ставший с начала революции в ряды сочувствующих. Он целиком отдавал своим слушателям всю любовь к морю, весь многолетний опыт. Смельский учил будущих командиров: -«Будьте требовательны и человечны».
Гражданская война не дает закончить училища. Временно его закрывают. Все реже и реже заходят в Бердянск морские корабли. Торговый флот уводят в чужие воды белогвардейцы.
Георгий идет добровольцем в рабоче-крестьянский черноморский военно-морской флот. Служить пришлось рулевым на плавмаяке «Санжийский». Вместе с частями особого назначения Одессы экипаж маяка участвует в борьбе с бандитизмом и спекуляцией. Сохранился документ: «За время совместной со мной службы тов. Мезенцев проявил себя самым стойким товарищем за идею коммунизма, перенеся все ужасы голода и другие ненормальности по службе. При отсутствии ком. ячейки вел полит, просветительную работу и при невероятных условиях тяжелой службы, неся дежурство на вахте ночью, а днем отдавал себя на учение красного командира коммерческого флота СССР. Всегда старался поддерживать партработу, а поэтому на маяке стояла работа на высоте своего положения. Тов. Мезенцев — стойкий служащий, в частности моряк. Выносливый, рассудительный и сообразительный товарищ среди рядовой массы. По службе был очень исправный.
Член РКП/б/ с 20 мая 1920 г. и комиссар эсминца «Незаможный» Антон Каракулько.
Рейд Севастопольский. 1924 год».
...Первое плавание после окончания в 1924 году Одесской мореходки штурманским практикантом на пароходе «Ильич» в Италию. Первый выход в океан, в Атлантику. Рейсы на ледоколах, на легендарном «Литке».
Затем Мезенцев — старпом учебного судна «Товарищ». Здесь он передавал курсантам мореходок свои недюжинные познания, прививая истинную морскую культуру, относясь с уважением и верой к каждому из будущих специалистов.
1935 год. Мезенцев — капитан теплохода «Тимирязев». Вскоре экипаж становится передовиком стахановского движения.
СССР прочно выходит на международную торговую арену, впервые экспортирует отечественное оборудование за границу, в Турцию. На линию, которая обеспечивала перевозки этого оборудования, ставится лучшее судно пароходства теплоход «Тимирязев».
В 1936 году Георгий Афанасьевич командовал новым теплоходом «Комсомол», совершавшим рейсы к берегам США, участвовал в испанских событиях. В 1938 году партия поручает новое задание: перегнать из Одессы в Петропавловск-Камчатский плавдок впервые в истории мореплавания не буксирными судами, как обычно, а грузовыми. Беспримерный переход был выполнен на 20 дней раньше срока.
Великая Отечественная война. Мезенцев руководит Черноморским и Азовским торговыми флотами, совместно с военным командованием разрабатывает боевые операция, участвует в обороне и эвакуации Одессы, Севастополя, Ялты, Керчи, Феодосии, Новороссийска... В 1943 году, когда создалась наиболее тяжелая обстановка под Сталинградом, капитана Мезенцева назначают уполномоченным наркома по Северному Каспию. На него возлагается руководство поставками вооружения для сражающегося города.
Война с империалистической Японией застала его на посту начальника Дальневосточного пароходства. И снова корабли пароходства прокладывали мост через океан, подвозили танки и снаряды, доставляли продовольствие.
Последние 20 лет Георгий Афанасьевич Мезенцев руководил одним из главных управлений ММФ. На этом посту он старался использовать весь свой богатый опыт капитана, знание нужд и потребностей флота.
Партия и правительство высоко оценили его труд. Мезенцев награжден орденом Ленина, орденами Отечественной войны и Красного Знамени, многими медалями. Сейчас прославленный капитан на заслуженном отдыхе. Но он продолжает вести большую общественную работу, отдавая весь свой опыт, все свои знания и партийную страстность делу воспитания подрастающего поколения. Георгий Афанасьевич остается бессменным руководителем «Клуба капитанов».