Разделы
- Азовское пароходство (2)
- Балтийское пароходство (13)
- Дальневосточное пароходство (7)
- Камчатское пароходство (1)
- Каспийское пароходство (4)
- Латвийское пароходство (8)
- Литовское пароходство (3)
- Мурманское пароходство (9)
- Новороссийское пароходство (6)
- Одесское пароходство (5)
- Приморское пароходство (1)
- Разная принадлежность (46)
- Сахалинское пароходство (5)
- Северное пароходство (11)
- Советское Дунайское пароходство (2)
- Черноморское пароходство (29)
- Эстонское пароходство (3)
Мы в друзьях
Даты
-
3 октября 1873 года
День рождения В. Я. Шишкова (1873— 1945 гг.), советского писателя. Именем его назван пароход Азовского пароходства.
Немного истории
-
О постройке порта
Год 1894-й
«Морской порт предполагается построить глубиною в 20 футов, в 20 верстах от Таганрога, против селения Дмитриада, и соединить его рельсовым путем длиною в 20 вер. с таганрогской станцией юго-восточной железной дороги. На пристани будут построены, между рельсовыми путями, обширные пакгаузы, элеваторы, механические приспособления для быстрой нагрузки товаров на суда. Тут же предполагается построить необходимые здания для правительственных учреждений, для рабочих и проч. Водное пространство порта между маяками и длина пристани соображены не только с тем числом судов, которое приходит к таганрогскому рейду в настоящее время, но и с дальнейшим развитием отпускной торговли. Кроме
того, предполагаемое общество принимает на свой счет работы по углублению керчинского пролива до 20-футовой глубины и обязывается поддерживать эту глубину во все время концессии по предприятию постройки Таганрогского порта».
Лоцман Мажара (Мажара Тарас Иванович)
- Подробности
- Категория: Люди
- Автор: Л. Засыпкина
О профессии Тараса Ивановича Мажары словарь дает справку: лоцман — должностное лицо, хорошо знающее навигационные условия района и осуществляющее проводку судов в опасных и труднопроходимых местах, на подходах к портам и в пределах их акваторий.
Семнадцатый год работает Мажара лоцманом Одесского порта. Он может провести судно, проложить курс по любой узкости, любому каналу. Поэтому судоводители часто приглашают на борт лоцмана-универсала, полагаясь на его высокое профессиональное мастерство и многолетний опыт.
А путь к овладению этой благородной и древнейшей профессией был у Тараса Ивановича длинным и тернистым.
...На родине Мажары — в поселке Александрии Кировоградской области большой воды нет, течет речка Ингулец. Но с детства подростка тянуло к морю. Поступил в Херсонский морской техникум на судоводительское отделение. На втором году обучения его с группой курсантов направили в порт Одесса для прохождения морской практики на барке «Товарищ». Это было довоенное парусное судно, которое погибло во время войны. (Позже его именем назвали трехмачтовый барк Херсонского мореходного училища).
На «Товарище» молодой моряк приобретал практические навыки. После окончания морского техникума, в военные годы Мажара служил на флоте, был командиром зенитного орудия на теплоходе «Василий Чапаев». Это судно доставляло войска, технику и боезапасы в Феодосию, Камыш-Бурун и Севастополь.
В марте 1942 года «Василий Чапаев» был торпедирован. Взрыв огромной силы потряс корабль. Мажару, находившегося у кормового трюма, бросило на мостик. На палубе рассыпался ящик со снарядами. Смерть гуляла рядом. Она пряталась в каждом из тех снарядов, которые Тарас Иванович ловил руками и выбрасывал за борт тонущего теплохода.
Затем больше часа Мажара плыл в холодной воде, преодолевая натиск волн. Моряка подобрал катер-охотник. И снова огненные рейсы в сражающийся Севастополь. На этот раз на пароходе «Азов». Здесь Тарас Иванович получил ранение в лицо.
Шел 1944 год. До Берлина было еще далеко, но по всему чувствовалось, что перелом в войне, которую вела наша страна, уже наступил.
Стране требовались опытные судоводители. Мажару направили учиться на курсы штурманов дальнего плавания в Батуми. Закончил их с отличием И был назначен капитаном на танкер «Серго Орджоникидзе». Но судно еще лежало на дне после торпедирования. Поднять танкер со дна, чтобы отвести его на ремонт — задача не из простых. В мирные дни — это не входит в круг штурманских и капитанских обязанностей. Но на войне всякое бывало.
— Когда мы заканчивали подъем «Серго Орджоникидзе» — девятого мая это было — пришла весть о победе,— вспоминает Тарас Иванович.— Огромная радость, гордость, облегчение — ведь такое суровое испытание выдержал советский народ! Никогда не забуду День Победы, который мы отпраздновали с радостью.
Потом Тарас Иванович участвовал в перегоне судов, плавал вторым помощником капитана на танкере «Кремль». Судно доставляло продукты и соль в суровые, неприветливые моря, на китобазу «Слава». В 1957 году окончил Одесское высшее инженерное морское училище. Мажара принял необычное судно — шхуну «Заря». Это было единственное в мире немагнитное судно: корпус, двигатели, даже якоря, кнехты на нем — из немагнитного материала. Много морей и океанов прошли «Заря» и ее капитан.
И вот Тарас Иванович стал лоцманом. Сколько проводок совершил он за это время! Сотни и сотни — разве все сосчитаешь! И если предстоит сложная проводка, на судно направляют старшего лоцмана Мажару. На него можно положиться!
Но больше всего у Тараса Ивановича будничной, повседневной работы. Ранним утром лоцманский катер доставил Мажару на борт теплохода «Салават». Он поднялся на мостик судна. С капитаном «Салавата» Олегом Антоновичем Берковым лоцман договорился по рации заранее, и теплоход был подготовлен к рейсу. Сразу же снялись на Николаев. Весь рейс — в назначенный пункт пришли в 15 часов того же дня — Мажара провел на мостике и сошел лишь тогда, когда «Салават» стал на якорь. А потом — снова в Одессу. Там ждет его судно, нуждающееся в проводке.