Developed by Ext-Joom.com

Украшение «Полтавы»

Более двух с половиной веков назад в России был спущен на воду первый линейный корабль Адмиралтейства. Имя ему дали «Полтава» в честь славной победы над шведами. Главным строителем был Петр Михайлов — под этим именем работал Петр I. «Полтава» — двухдечный корабль— длиной около 40 м, шириной 11,4 м.

ПолтаваПолтава

О ее внешнем облике мы можем судить по старинной гравюре, выполненной Пикаром в 1718 году. Высокие борты корабля на уровне топтимберсов сильно наклонены внутрь. Это делалось с целью затруднения перехода врага на корабль в случае абордажной схватки.

Плоская, высокая корма, боковые штульцы и носовая оконечность судна мастерски украшены резьбой, сюжеты которых прославляли Полтавскую победу. В искусстве того времени было принято реальные события выражать в форме аллегорий, исторических параллелей. Большое распространение получили образы греческой мифологии. Ими пользовались не только в искусстве, но и в быту. Это следствие возросшей культуры широких слоев русского общества, видевших в героике античности прообраз петровских преобразований.

Так и на корме «Полтавы» представлены мифологические сюжеты и образы, которые содержат тонкие намеки на важные события, волновавшие русское общество той поры. Шла упорная Северная война за возвращение берегов Балтики, за свободный выход России к морю. Помещенные на гакаборте морские божества и сирены, говорили о превращении России в морскую державу. На винтранце головки амуров, поднимающих победный ветер в сторону русского оружия, напоминали о военных удачах.

Вырезанные на кварторписах рельефы изображали падающего в море человека. Это греческий миф о Фаэтоне. Самоуверенный юноша Фаэтон упросил своего отца, бога солнца Гелиоса доверить ему на один день солнечную колесницу. Но он не смог справиться с бессмертными конями и сбился с пути. Всей вселенной грозил пожар. Верховный бог Зевс ударом молнии низвергнул его в морскую пучину. Современники видели в образе Фаэтона Карла XII, затеявшего авантюрный поход на русские земли, а Зевс, принимавший иногда облик орла, отождествлялся с орлом — геральдическим символом России. После Полтавской битвы Петр писал: «Вся неприятельская армия Фаэтона конец восприяла». Видимо, эта фраза и определила выбор сюжета для оформления кормы «Полтавы».

Рядом со сценой падения Фаэтона, по бокам центральной ниши помещены изображения Георгия Победоносца. В фондах Центрального Военно-морского музея хранятся два золоченых рельефа, поразительно похожих на эти изображения.

Рельеф с "Полтавы"Рельеф с "Полтавы"

Интересные результаты дало сравнение их размеров. На гравюре Пикара они занимали одну шестую часть кормы. Строительного чертежа «Полтавы» не сохранилось, но зная ширину по миделю и примерное уменьшение ее к корме, принятое в судостроении той эпохи, легко вычислить ширину кормы, а значит, размеры рельефа.

Итак, ширина рельефов «Полтавы» около 1 м. Зная этот размер, можно по пропорциональным отношениям на гравюре определить и высоту рельефа. Она изменялась к центру от 80 см до 1 м.

Рельефы Военно-морского музея, видимо, накладные, так как у них отсутствует фон и на обратной стороне сохранились следы крепления. Их ширина 82 см и высота 75 см. Следовательно, они могли свободно помещаться на плоскости, занимаемой рельефами на «Полтаве».

Кроме того, мотив Георгия Победоносца, поражающего дракона, излюбленный в русском искусстве (живописи и скульптуре) не использовался так часто в корабельном декоре. Рассматривая сохранившиеся чертежи и модели судов XVIII века, изображения Георгия Победоносца можно видеть лишь на корабле «Норд Адлер» в виде громадной носовой фигуры и на «Св. Андрее», но в совершенно иной композиции, где Георгий Победоносец представлен пешим.

Стиль изображений очень характерен для первой четверти XVIII века. Рельеф не высокий, прорезной, с заваленными краями, дающими мягкую светотень. Золочение, создавая яркие блики, усиливает ощущение объема и наполняет поверхность живой трепетностью и экспрессией форм. Силуэт необычайно выразителен и динамичен. Фигуры всадника, коня и дракона воспринимаются цельной, слитной группой. Напряженные ноги вставшего на дыбы коня, упругое вывернутое тело дракона с сильными, готовыми к прыжку когтистыми лапами, собранная энергичная поза всадника — все полно внутренней силы и пафоса движения. Выразительность образа и свободное, уверенное исполнение говорят о большом мастерстве корабельного резчика.

Изучение архивных материалов позволило установить имя человека, хорошо знающего свое дело. Им оказался Роберт Гейснел. Он работал в России с 1698 года и ко времени постройки «Полтавы» стал признанным «резным мастером» Адмиралтейства.

Таким образом, можно высказать предположение, что хранящиеся в Центральном Военно-морском музее рельефы являются частью композиции, украшавшей некогда первый линейный корабль Санкт-Петербургского Адмиралтейства.

На примере «Полтавы» мы видим, как в далеком прошлом наши предки умели вносить в декоративное оформление судов глубоко патриотические идеи, тесно связанные с жизнью страны.

Developed by Ext-Joom.com

Яндекс.Метрика