Разделы
- Азовское пароходство (2)
- Балтийское пароходство (13)
- Дальневосточное пароходство (7)
- Камчатское пароходство (1)
- Каспийское пароходство (4)
- Латвийское пароходство (8)
- Литовское пароходство (3)
- Мурманское пароходство (9)
- Новороссийское пароходство (6)
- Одесское пароходство (5)
- Приморское пароходство (1)
- Разная принадлежность (46)
- Сахалинское пароходство (5)
- Северное пароходство (11)
- Советское Дунайское пароходство (2)
- Черноморское пароходство (29)
- Эстонское пароходство (3)
Мы в друзьях
Даты
-
26 октября 1918 года
День смерти Альберта Хастингса Маркхема (1841—1918 гг.), английского полярного путешественника. В 1875—1876 гг. командовал пароходом «Алерт» в экспедиции Джорджа Нэрса к Северному полюсу. Маркхему удалось продвинуться на санях-лодках на север до 83°20'26"— рекорд, который продержался до экспедиции Ф. Нансена.
Трудности санной экспедиции и тяжелые ледовые условия в районе зимовки «Алерта» убедили Маркхема и Нэрса в недоступности Северного полюса. Маркхем автор интересных книг об Арктике: «Великое замерзшее море», «Плавания и дела Джона Девиса Навигатора», «Жизнь сэра Джона Франклика и Северо-Западный проход».
Немного истории
-
Отечественное судостроение
1887 год
Министерство финансов изыскивает теперь средства к созданию у нас торгового флота. Ввиду того, что дороговизна постройки морских судов в России имеет последствием то, что многие из заказов казенных и частных судов делаются за границей, предполагается установить особые премии для русских судостроительных заводов. Принимая во внимание, что введенный в 1882 году покровительственный тариф до сих пор весьма мало подвинул у нас судостроение, в министерстве финансов разработан недавно особый проект о выдаче ссуд под залог как морских, так и речных пароходов, в видах содействия судостроению.
Полвека на море (Ляшенко Виктор Ананьевич)
- Подробности
- Категория: Люди
Журнал "Морской Флот" №3 1981 год
Шел 1880 год. С Черного моря во Владивосток прибыл пароход «Москва». Он положил начало регулярным рейсам отечественных судов между портами европейской части России и ее Тихоокеанским побережьем. На еще мало обжитый берег бухты Золотой Рог высадились пассажиры. В их числе был дед капитана дальнего плавания, почетного полярника Виктора Ананьевича Ляшенко.
...На живописных западных отрогах Сихотэ-Алинского хребта раскинулось село Халкидон. Там в 1905 году в крестьянской семье родился Виктор Ляшенко. Закончив сельскую школу, поступил в училище соседней Черни-говки. Но занятия были прерваны гражданской войной. Село Чернигов-ка оказалась в зоне военных действий. В нем сосредоточились партизанские отряды Приморья. Ни днем, ни ночью не затихали кровопролитные бои. В селе был организован госпиталь. Туда беспрерывно поступали раненые. Молодой Ляшенко не остался в стороне от событий. Поскольку медицинского персонала не хватало, он вместе с другими комсомольцами вступил бойцом в санитарную роту партизан. Вскоре под натиском превосходящих сил оккупантов госпиталь пришлось эвакуировать в тайгу. Но комсомолец Ляшенко остался в селе и длительное время исполнял обязанности связного в операциях по снабжению партизанского отряда Г. Шевченко боеприпасами, продовольствием и одеждой.
После того, как красные воины командарма И. Уборевича окончательно изгнали интервентов и белогвардейцев с дальневосточной советской земли, Виктор Ляшенко получил путевку в педагогическое училище города Уссурийска. Но учился в нем недолго — приятель сманил его во Владивостокский морской техникум. Сдав в 1928 году выпускные экзамены, Ляшенко с радостью согласился работать штурманским учеником на пароходе «Память Ленина». Спустя два года он совершил многомесячное плавание на паруснике «Товарищ». Из рейса возвратился уже с дипломом штурмана дальнего плавания. В 1932 году его назначают на должность капитана теплохода «Серп». Это среднетоннажное, первое в пароходстве дизельное судно курсировало между портами и портлунктами Тихоокеанского бассейна. Оно доставляло грузы на Сахалин, Камчатку и Чукотку, успешно преодолевая тяжелые зимние штормы дальневосточных морей. Потом Виктору Ананьевичу довелось командовать пароходами «Совет», «Невастрой», «Ильич», «Смоленск» и другими судами.
Великая Отечественная война застала капитана Ляшенко в проливе Лаперуза. Он на танкере «Ненец» следовал в Берингово море. С этого момента жизнь резко изменила свой ритм. Судно переключилось на перевозки грузов для фронта.
В феврале 1943 года в порту Сан-Франциско на борт танкера «Ненец» поднялся уполномоченный Советской закупочной комиссии в США. Он протянул Виктору Ананьевичу телеграмму из Москвы, подписанную И. Папаниным и А. Микояном. В ней предлагалось сдать командование судном и срочно выезжать в Вашингтон для работы во вновь учрежденной закупочной группе Главсевморпути. Около двух лет выполнял Ляшенко ответственное правительственное задание. Затем был отозван в Москву и назначен начальником штаба морских операций. В его обязанности входило обеспечение ледовых проводок транспортных судов и военных кораблей в Арктике, Балтийском море и проливе Лаперуза.
За плодотворную многогранную деятельность во время войны капитан Ляшенко был награжден орденом Красной Звезды.
Завершилась война. Виктор Ананьевич продолжает трудиться в Дальневосточном пароходстве. Он часто возглавлял штаб по проводке судов в восточном секторе Арктики, а иногда командовал транспортными судами и мощными ледоколами.
У каждого капитана есть свое призвание. Один предпочитает работать на пассажирские судах, другой — на нефтеналивных, третий — на ледоколах. У капитана Ляшенко тоже имеются особые склонности. Его увлечение — перегоны или буксировки самых различных морских объектов. Он многократно руководил проводкой больших деревянных барж к устью реки Яны, лихтеров и иных плавсредств по Северному морскому пути с запада до порта Петропавловск. В 19S4 году по тому же пути Виктор Ананьевич впервые в полярной практике, в течение одной навигации осуществил экспериментальный перегон из Мурманска на восток 63 рыболовных сейнеров и тральщиков.
Минуло десять с лишним лет. Капитан-наставник Дальневосточного пароходства В. Ляшенко назначается начальником экспедиции по буксировке из Ильичевска на Дальний Восток двухсекционного железобетонного плавучего дока большого водоизмещения. Такой перегон на столь дальнее расстояние — весьма редкий случай в мировой морской практике. Экспедиция проделала путь через 12 морей и два океана. Рейс длился 89 суток. Секции дока были благополучно проведены по Суэцкому каналу и нескольким узким проливам. На переходе встречались жестокие штормы. У острова Лусон настиг десятибалльный тайфун. Возле Окинавы караван попал в глубокий циклон с ветром ураганной силы. Но моряки, возглавляемые капитаном Ляшенко, вышли победителями в борьбе со стихией. Док был доставлен во Владивосток невредимым.
Разносторонние знания, высокая квалификация, богатейший опыт, любовь к морю слились у Виктора Ананьевича воедино и выработали в нем доброжелательность и доверие к людям.
За многолетнюю и самоотверженную деятельность на морском транспорте капитан-наставник В. А. Ляшенко награжден орденом Ленина.
Сейчас Виктор Ананьевич находится на заслуженном отдыхе. Однако он ни на минуту не порывает с морем: выступает с лекциями перед экипажами судов, организует отдых тружеников пароходства, участвует в работе общественной редколлегии Дальневосточного книжного издательства. Он — член Совета музея морского флота города Владивостока, представитель парткома Дальневосточного пароходства в Художественном совете краевого театра имени Максима Горького. Общественных поручений у капитана Ляшенко много, и он их выполняет с завидным энтузиазмом. Такая уж натура у капитана дальнего плавания Виктора Ананьевича Ляшенко.