Разделы
- Азовское пароходство (2)
- Балтийское пароходство (13)
- Дальневосточное пароходство (7)
- Камчатское пароходство (1)
- Каспийское пароходство (4)
- Латвийское пароходство (8)
- Литовское пароходство (3)
- Мурманское пароходство (9)
- Новороссийское пароходство (6)
- Одесское пароходство (5)
- Приморское пароходство (1)
- Разная принадлежность (46)
- Сахалинское пароходство (5)
- Северное пароходство (11)
- Советское Дунайское пароходство (2)
- Черноморское пароходство (29)
- Эстонское пароходство (3)
Мы в друзьях
Даты
-
11 апреля 1933 года
В Ленинграде открылся I Всесоюзный географический съезд. Съезд сыграл важную роль в развитии советской географической науки.
Немного истории
-
Когда родился искусственный холодильник
В 1887 году, на морской международной выставке в Гавре демонстрировались два типа холодильников для судов. Вот как описывал устройство этих холодильников год спустя журнал «Русское судоходство».
«Принцип, на котором основано устройство этих приборов, заключается в следующем: из помещения, где нужно произвести охлаждение, вытягивают воздух; затем его подвергают сжатию и при помощи особых конденсаторов отнимают от данной массы воздуха ту теплоту, которая обнаруживается при сгущении; наконец, этот сгущенный и охлажденный воздух снова впускают в камеру ледника, где он, расширяясь, конечно, еще более охлаждается». Далее в своем изложении принципа работы холодильника автор заметки сообщает, что таким способом удается понизить температуру до 20 градусов ниже нуля.
По столь наивному описанию принципа, конечно, трудно составить себе представление об истинном устройстве этого агрегата. Однако ясно, что еще 80 лет назад делались небезуспешные попытки создания холодильников, близких по принципу устройства современным.
Долгие мили капитана Грантовского (Грантовский Анатолий Степанович)
- Подробности
- Категория: Люди
Есть на Полтавщине большое село Сосново. Половина жителей села носит фамилию Грантовских. В конце прошлого века крестьянин-бедняк Степан Грантовский ушел из этого села на юг, к морю, искать «лучшей доли». По четырнадцать часов в сутки работал он грузчиком в порту, а до счастья было так же далеко, как от полтавского села до большого приморского города Одессы.
В 1904 г. Степана «забрили» в солдаты. Он оказался на Дальнем Востоке и узнал тяжесть солдатской судьбы в русско-японской войне на сопках Маньчжурии. По окончании войны остался Степан в Приморье, женился, и всю остальную жизнь проработал слесарем на железной дороге. Жили Грантовские недалеко от Владивостока, на берегу небольшой бухточки, по ту сторону Уссурийского залива. Теперь на берегах этой бухточки построен город под романтическим названием Большой Камень, там, 21 августа 1910 г., родился у Грантовских сын Анатолий — будущий капитан.
Море окрестило мальчика, когда ему было полтора месяца от роду. Родители переезжали в Посьет на маленьком парусном кораблике через залив Петра Великого. Мать рассказывала сыну: когда испортилась погода, сильно качало. Женщину с младенцем привязали к мачте, чтобы не смыло за борт.
Раннее детство Анатолия прошло на берегу моря, у самой воды, там, где у южной части Приморья сходятся границы трех государств — России, Китая и Кореи. Эти места стали известны советским людям много лет спустя по событиям у озера Хасан.
В 1931 г. Анатолий Грантовский завершил учебу на судоводительском отделении Владивостокского морского техникума. На ежегодных плавательных практиках освоил все судовые профессии. Он плавал юнгой, камбузником, матросом, кочегаром, рулевым. На судах Дальневосточного пароходства Анатолий Степанович прошел путь от младшего помощника до капитана.
Капитаном стал в годы войны, в октябре 1943 г. на пароходе «Дон». Всю войну с фашистской Германией и милитаристской Японией Анатолий Степанович плавал на транспортных судах, обеспечивая перевозки грузов, необходимых для победы над врагом. Счастливый День Победы капитан Грантовский встретил в океане.
В 1945 г. Анатолий Степанович начал работать в только что созданном Сахалинском пароходстве. Этому пароходству он отдал пятнадцать лет жизни. Капитан помнит, что в порт Холмск он вошел на пароходе «Дон» в то время, когда у нас еще не было карты порта. В этот период времени и позднее капитан Грантовский много раз водил суда в порты Китая, Японии и Кореи. Ему особенно запомнились рейсы на Курильские острова зимой. Северокурильск — романтика жестокой природы, мощнейших течений в проливных теснинах между островами и ураганных ветров. Берега суровы и неприветливы. Видны ржавые корпуса пароходов, не выдержавших схватки со стихией и выброшенных на скалы.
В 1948 г. капитан Грантовский был откомандирован в смешанное Советско-Корейское пароходство. Два года советский капитан, не заходя в родные воды, учил корейских товарищей искусству мореплавания.
Возвратившись в Сахалинское пароходство, капитан Грантовский стал командовать уникальным пароходом «Ванцетти», имевшим четыре пятидесятитонные стрелы. Судно перевозило из Владивостока на Сахалин тяжеловесные энергопоезда. О том, как зто было, Грантоаский рассказал в журнале («МФ», № 6, 1979).
Пятьдесят лет прожил Анатолий Степанович на Дальнем Востоке. В 1960 г. его перевели в Черноморское пароходство, где в то время в связи с бурным развитием флота требовались опытные капитаны. Там Грантовский плавал более десяти лет, освоив последовательно все серии судов — от парохода «Ингул» до турбохода «Валентина Терешкова», который он принял в 1963 г. на судоверфи в Херсоне. В Гаване, куда заходило судно, первая женщина-космонавт была гостем моряков. Об этой встрече Анатолий Степанович рассказал на страницах журнала («МФ», № 6, 1978). Свои последние пять лет плавания капитан Грантовский командовал теплоходом «Алексей Толстой», построенным на Гданьской судоверфи.
22 октября 1971 г. Анатолий Степанович вышел по возрасту на пенсию и, как говорит он, «стал на якорь в тихой гавани прекрасной Одессы». Всего Анатолий Степанович проплавал 43 года, из них 30 лет — капитаном дальнего плавания. Он посетил практически все советские порты, 118 — иностранных.
Более 100 раз прошел Босфор и Дарданеллы, 32 раза пересек Атлантический океан, 28 раз прошел через преславутый Бермудский треугольник, 22 раза пересек экватор, обошел несколько раз вокруг мыса Доброй Надежды, испытал на себе, что такое кейп-роллеры (волны-убийцы судов у берегов Юго-Восточной Африки). Много раз проходил капитан Первым Курильским проливом вокруг мыса Лопатка на Камчатке и проливом Бабуян на Филиппинах. Помнит, как начиналось его плавание в самых неспокойных водах планеты, по бурным и коварным морям Дальнего Востока. Японское, Охотское и Берингово моря он называет своей «колыбелью» и «классами великого тихоокеанского университета». «Кто прошел эти классы,— говорит капитан,— тот никогда их не забудет и станет отличным мореплавателем».
Как прожектором высвечиваются в памяти капитана отдельные «полосы» жизни, когда требовались от него высшие формы проявления мастерства, мужества и находчивости.
Во время маньчжурского конфликта 1929 г. Грантовский обеспечивал безопасность советских пассажиров и доставку грузов на зафрахтованных шанхайских пароходах.
Ему помнится 1939 г. Специальный рейс в США. Нужно было срочно вывезти стальные трубы для нефтепровода Оха (Сахалин) — Комсомольск-на-Амуре. Как эти трубы укладывали расскажет потом В. Ажаев в романе «Далеко от Москвы»... Памятны рейсы 1962 г. на теплоходе «Долматово» на Кубу во время Карибского кризиса, рейсы в сражающийся Вьетнам и многое другое.
На склоне лет капитан Грантовский с любовью вспоминает людей, которые помогали ему на нелегком трудовом пути: преподавателей морского техникума во Владивостоке М. Лисютина, Г. Ивлева, С. Носилова. Вспоминает наставников — капитанов М. Белоусова, П. Козлова, А. Арсеньева, Е. Бессмертного, Н. Фафурина, А. Рябоконя.
Воспитывая своих подчиненных, Анатолий Степанович старался быть хорошим наставником, его ученики Н. Мутяк, Ю. Сторожев, В. Аппак, А. Волошин, И. Рак, Ю. Юркевич и другие стали капитанами и руководителями коллективов.
Коммунист Грантовский всю жизнь занимается воспитательной работой. Комсорг, агитатор, лектор, пропагандист — его общественные поручения на протяжении многих лет морской службы. И сейчас — на пенсии — он активно выступает на страницах журнала «Морской флот», газет «Водный транспорт» и «Моряк». Морская жизнь капитана Грантовского продолжается в его учениках.