Developed by Ext-Joom.com

Талант рабочего (Козлов Илья Ефимович)

Старший крановщик Ильичевского порта Герой Социалистического Труда Илья Ефимович КозловСтарший крановщик Ильичевского порта Герой Социалистического Труда Илья Ефимович КозловМы с волнением слушали по радио Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении старшему крановщику Ильичевского порта Илье Ефимовичу Козлову почетного звания Героя Социалистического Труда.

...Свыше двадцати лет трудится на кранах Илья Ефимович. Каждый день он поднимается по стальному трапу в кабину крана и видит перед собой лазурную гладь залива, океанские теплоходы. Они пришли в порт Ильичевск за донецким антрацитом и ивановским текстилем, харьковскими тракторами и горьковскими автомобилями.

Суда, суда... Много повидал он их на своем веку, тысячи и тысячи тонн грузов загружал в глубокие трюмы.

Однажды инструктор Киевского райкома партии попросил Козлова выступить перед молодежью на тему о красоте труда.

— Расскажи, Илья Ефимович, молодым строителям порта, не надоел ли тебе кран? И не забудь объяснить, почему отказался от предложенной тебе более легкой работы. Молодежь волнует вопрос выбора профессии.

Выслушав инструктора райкома, Илья Ефимович призадумался, перебрал в памяти много интересных событий. Решил подсчитать, сколько же грузов переработано им за эти годы. Считал и сбился со счета. Затерялись в памяти и названия судов, которые ему пришлось обрабатывать. Но одно название запомнил: французский углерудовоз СНА-5.

Когда первые лучи солнца пробились через плотный туман, окутавший море, углерудовоз бросил якорь в Сухом лимане.

— Иностранец берет восемь тысяч тонн антрацита,— сказали старшему крановщику Козлову в нарядной. В погрузке будут участвовать еще два портальных крана. Думаем, что справитесь...

Когда французский капитан узнал, что всего три крановщика собираются за смену загрузить судно, он недоверчиво усмехнулся, «мол, видели героев. В Антверпене и то такого не смогли...»

А крановщики настаивали быстрее освободить углерудовоз от балласта.

— Успеем,— посмеивались иностранцы.

И не успели. Не прошло и трех часов после начала погрузки, как на углерудовозе спохватились: «Прекратите погрузку, иначе зальете нас. Нельзя ли потише работать!»

Затаив дыхание молодые люди слушали волнующий рассказ о том, как советские крановщики установили на иностранном судне небывалый трудовой рекорд.

— Вот и советую вам ребята,— напутствовал механизатор,— идите в крановщики. Хорошая профессия!

О таланте Козлова нам поведал секретарь партбюро второго погрузочного района Василий Иванович Власов.

— У Козлова — природный ум рационализатора, народного умельца. Зашел он как-то в партбюро и говорит: «Пойдем, Василий Иванович, на причал». «Что случилось?—спрашиваю. «Выйдем на минутку,— настаивал Козлов.— Вот видишь,— указал он на побитые стенки железнодорожного вагона — Все это от того, что у электромагнитных шайб которыми перегружаем чугун, неправильная форма».

— Позволь, ведь этими фирменными шайбами пользуются во всех портах Советского Союза.

— Объясню. Бортики у этих шайб невысоки. Чуть поведешь стрелой, ударит шайбой и вышибает планку в стене вагона. Вчера на собрании много говорили об экономии и бережливости. Вот я и подумал, как предотвратить эти поломки.

Илья Ефимович вытащил из бокового кармана спецовки небольшой сделанный им чертеж.

— Предлагаю изменить конструкцию шайб, сделать на них более высокий бортик.

Не сразу приняли это предложение. Пришлось доказывать, убеждать. На стороне рационализатора был секретарь партийной организации опытный специалист Власов.

Когда на кран навесили шайбу конструкции Козлова с увеличенными бортами и широкой площадью прилегания, все убедились в том, насколько просто и удобно ею работать. Выгоду от применения новшества получили и портовики и железнодорожники. Возросла производительность труда на перевалке чугуна.

У И. Е. Козлова хорошая черта: доводить начатое дело до конца. Новатор не успокоился, что только в его порту делают новые шайбы. Он написал письмо о своем предложении на завод-изготовитель «Эберовальде» в ГДР.

В Ильичевеке вам покажут измененную систему смазки механизма поворота крана «Абуе». Раньше, чтобы произвести ремонтные работы, приходилось преодолевать немало препятствий. Кабина была загромождена разными трубками, соединениями.

— Здесь только акробатам работать, — жаловались люди.

Сменный механик Эдуард Николаевич Рудин рассказывает о том, как Илья Ефимович вместе со своими товарищами по экипажу Гошмашом и Герасименко упростил систему.

За плечами Ильи Ефимовича большой трудовой путь. Начал работать грузчиком в Одесском порту после войны. Помнит он, как вручную по винтикам (собирали первый кран. Днем вместе со всеми расчищал причалы, строил склады, дороги, загружал первые суда. В Одесском порту ему одному из первых присвоили звание ударника коммунистического труда. Тут его приняли кандидатом в члены партии. Молодой рабочий учился у опытных крановщиков Гречаника, Клезовича, Данилова.

Илья Ефимович окончил курсы механизаторов. А теперь у него самого есть ученики. Среди них — крановщик высокого класса Анатолий Войцеховский, трудолюбивый Виктор Дмитриев, хороший специалист и рационализатор Григорий Герасименко и многие другие.

15 лет тому назад на пустынном берегу под Одессой заложили небольшой причал, установили два крана. Тут начали перевалку строительного песка, ждановского угля, шихты. Это был новый участок Одесского порта.

— Пойдешь работать на лиман,— сказали коммунисту Козлову в партбюро. Район порта перспективный, там нужны опытные крановщики.

И Илья Ефимович снялся с насиженного места. Вместе с женой Тиной Прокофьевной, дочкой Таней, сыном Володей приехал в Ильичевск. Активно включился в строительство порта, полюбил его навсегда.

Шли годы, сооружались новые причалы, здания цехов, складов, жилых и культурных учреждений.

Завидная судьба у Ильи Ефимовича. Он всегда нужен. Порт бурно развивался, не хватало механизаторов. И он, крановщик, стал инструктором учебного комбината порта. Созданный им кабинет с действующей моделью крана признан лучшим в портах страны. Когда в Ильичевеке смонтировали первые мостовые перегружатели, осваивать их доверили крановщику Козлову.

— Он у нас как летчик-испытатель, говорит шутя начальник порта В. Золотарев, — Скоро получим новый 300-тонный плавкран. Очевидно, придется Козлова перевести на него.

Илья Ефимович еще в 1963 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1966 г. его избрали делегатом XXIII съезда КПСС. Он член бюро районного комитета партии.

Developed by Ext-Joom.com

Яндекс.Метрика