Разделы
- Азовское пароходство (2)
- Балтийское пароходство (13)
- Дальневосточное пароходство (7)
- Камчатское пароходство (1)
- Каспийское пароходство (4)
- Латвийское пароходство (8)
- Литовское пароходство (3)
- Мурманское пароходство (9)
- Новороссийское пароходство (6)
- Одесское пароходство (5)
- Приморское пароходство (1)
- Разная принадлежность (46)
- Сахалинское пароходство (5)
- Северное пароходство (11)
- Советское Дунайское пароходство (2)
- Черноморское пароходство (29)
- Эстонское пароходство (3)
Мы в друзьях
Даты
-
2 августа 1933 года
День открытия Беломорско-Балтийского канала, обеспечивающего кратчайшую связь между Балтийским и арктическими морями. Длина канала 227 км. Беломорканал проложен от порта Беломорск до Повенца. На трассе построено 19 шлюзов, 15 плотин и другие гидротехнические сооружения. Канал сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. После войны он восстановлен, реконструирован, шлюзы электрифицированы, увеличены габариты фарватеров, усовершенствована система знаков судоходной обстановки. Теперь Беломорканал является важной боковой трассой нового Волго-Балта.
Немного истории
-
Когда родился искусственный холодильник
В 1887 году, на морской международной выставке в Гавре демонстрировались два типа холодильников для судов. Вот как описывал устройство этих холодильников год спустя журнал «Русское судоходство».
«Принцип, на котором основано устройство этих приборов, заключается в следующем: из помещения, где нужно произвести охлаждение, вытягивают воздух; затем его подвергают сжатию и при помощи особых конденсаторов отнимают от данной массы воздуха ту теплоту, которая обнаруживается при сгущении; наконец, этот сгущенный и охлажденный воздух снова впускают в камеру ледника, где он, расширяясь, конечно, еще более охлаждается». Далее в своем изложении принципа работы холодильника автор заметки сообщает, что таким способом удается понизить температуру до 20 градусов ниже нуля.
По столь наивному описанию принципа, конечно, трудно составить себе представление об истинном устройстве этого агрегата. Однако ясно, что еще 80 лет назад делались небезуспешные попытки создания холодильников, близких по принципу устройства современным.
Бакинскому мореходному училищу-90 лет
- Подробности
- Категория: Морские организации
- Автор: М. Кардашев, начальник Бакинского мореходного училища
В этом году исполняется 90 лет Бакинскому мореходному училищу, одному из старейших морских учебных заведений Советского Союза.
В конце XIX столетия на Каспии стал развиваться паровой флот, предназначенный для перевозки нефтепродуктов, добываемых в Бакинском районе. Для командования этими судами требовались грамотные штурманы, шкиперы, механики.
И вот в ноябре 1881 г. в Баку было создано первое морское учебное заведение Азербайджана — мореходные классы. Они занимали помещение в одноэтажном доме на Олигинской улице (ныне Джапаридзе, 5). Впоследствии здесь построили трехэтажное здание, в котором сейчас размещается Управление Каспийского морского пароходства.
Основной контингент учащихся Бакинских классов состоял из моряков-практиков. Учебный год длился с 1 ноября по 1 апреля (период, когда закрывается навигация на Каспии). Ежегодный выпуск не превышал 25—30 штурманов и 15—17 шкиперов.
Бакинские мореходные классы существовали до 1902 г., потом их реорганизовали в мореходное училище дальнего плавания с трехгодичным обучением. В училище открылись курсы, являющиеся школой судовых механиков. Инициатором их создания был инженер-механик А. Маслов. Обучающиеся на этих курсах имели возможность, не бросая своей работы, приобретать необходимые знания по эксплуатации судовых паровых машин и котлов.
Подлинного расцвета морское образование в Баку достигло после Великой Октябрьской социалистической революции и установления Советской власти в Азербайджане.
В сентябре 1920 г. Бакинское мореходное училище дальнего плавания было реорганизовано в техникум водного транспорта, через два года — в техникум водных путей сообщения, а в 1928 году — в Бакинский морской техникум.
Немного позднее все средние технические учебные заведения были по отраслевому принципу переданы хозяйственным объединениям и наркоматам, что, безусловно, положительно отразилось на работе этих учебных заведений.
В марте 1944 года была проведена коренная реформа в морском образовании в стране. Морской техникум реорганизовали в Бакинское мореходное училище — учебное заведение закрытого типа, а учащихся перевели на полное государственное обеспечение. Перед училищем стояла задача: готовить командные кадры морского флота, в совершенстве знающие современную технику судовождения, эксплуатацию судов, их установок и систем, владеющие марксистско-ленинской теорией, обладающие практическими навыками организации массово-политической и воспитательной работы.
За период существования Бакинского мореходного училища из его стен вышли тысячи специалистов. Питомцы училища успешно командуют судами, руководят пароходствами, ведут научную и педагогическую работу. Старший механик Каспийского пароходства Герой Социалистического Труда А. Эйвазов был делегатом каспийских моряков на XXIV съезде КПСС. Имена прославленных капитанов В. Рагимова, Д. Дадашева, Г. Панахова, В. Шульгина, Ф. Фатуллаева, Д. Мамедова, Б. Воронкова, А. Оганова, О. Лопухина, В. Тарасова и многих других известны за пределами нашей Родины.
В настоящее время на очном, заочном и вечернем отделениях училища обучается около 1300 будущих судоводителей, судомехаников, электромехаников, судоремонтников и радиотехников.
При ознакомлении с деятельностью училища, учебно-материальной базой, научно-технической библиотекой, планетарием, теплотехнической лабораторией, кабинетом технических средств и программированного обучения, учебным судном, аудиториями и общежитием воочию можно убедиться, какой многообразной и интересной жизнью живет здесь курсантский состав, увидеть, сколько энергии и любви вкладывают преподаватели и воспитатели в порученное им дело.
Созданный силами курсантов музей истории училища является любимым местом курсантов и гостей. Экспонаты музея отображают путь Бакинского мореходного училища и биографии многих его выпускников.
Хорошая учебно-материальная база дает возможность четко организовать учебный процесс и воспитательную работу.
В училище сложился дружный сплоченный коллектив опытных преподавателей и воспитателей. Старейшие преподаватели А. Морозов, Г. Али-Заде, Ю. Раджабов, Е. Орлов, А. Шахгеданов, С. Аникст, А. Исрафилова, Т. Жданович, Э. Авшалимов, Г. Абдулла-Заде, Ш. Хейфец, Н. Богдан, Б. Цым, Г. Расулов приложили много сил, чтобы обучить и воспитать достойных командиров морского флота. Здесь трудится значительный отряд бывших выпускников. Это И. Мамедов, С. Махмудов, М. Кулиев, С. Алиев, Б. Воронков, С. Азизов, Ш. Рзахаиов, Ф. Гафарлы и другие. Следует в особенности отметить бывшего начальника Бакинского училища А. Мустафаева, который проработал в нем более 40 лет.
В настоящее время партийная, профсоюзная и комсомольская организации училища, учитывая техническую оснащенность морского флота, рост скорости, мощности и расширение района плавания судов, а также ввод в действие автоматизированных судов, обращают особое внимание на дальнейшее совершенствование общеобразовательной и специальной подготовки курсантов, внедрение наручной организации труда в учебный процесс. Поставлена задача — повысить уровень преподавания общественных дисциплин, добиться не только глубокого освоения своей специальности, но и хорошей экономической и практической подготовки выпускников, а также твердых знаний английского языка, особенно будущим судоводителям.