Developed by Ext-Joom.com

Космонавт отвечает читателям журнала

После успешного окончания группового полета трех советских космических кораблей «Союз», явившегося важным шагом на пути дальнейшего освоения космического пространства и создания долговременных орбитальных станций, редакция журнала получила несколько писем читателей, в которых они спрашивают о перспективах использования таких станций для целей морской навигации.
На пресс-конференции с летчиками-космонавтами, организованной Академией наук СССР и Министерством иностранных дел СССР в начале ноября прошлого года, корреспондент журнала «Морской флот» спросил командира корабля «Союз-6» Г. С. Шонина о возможности использования орбитальных станций в судовождении на морях и океанах.

- Да, — ответил Георгий Степанович, — такая возможность очевидна, и мы проверили ее в своем полете.

Из выступления на пресс-конференции бортинженера корабля «Союз-7» В. Н. Волкова видно, что методы космической навигации близки к традиционным методам морского судовождения, так как основываются на измерении положения звезд относительно горизонта Земли и измерений положения корабля по отношению к наземным ориентирам. Оценка точности работы навигационных приборов производилась путем измерений известных угловых расстояний между звездами. Эти измерения проводились по звездам Спика, Альдебаран, Вега, Денеб, Антарес и другим с помощью секстанта, а также автоматического астроориентатора.

Как сообщил бортинженер космического корабля «Союз-8» А. С. Елисеев, экипажами космических кораблей была выполнена серия метеорологических исследований. В частности, с трех кораблей производилось наблюдение за возникновением различных облачных образований и тайфунов, их развитием и перемещением.

Интересно отметить, что в выступлениях академика М. В. Келдыша, председательствовавшего на пресс-конференции, и летчиков-космонавтов отмечалась роль экипажей научно-исследовательских судов в проведении грандиозного космического эксперимента. Одной из основных задач группового полета явилось создание большой системы, в которой пилоты космических кораблей взаимодействовали с обширным комплексом автоматических средств, включавшим различные устройства управления, получения и оперативной обработки информации и связи. В эту систему, помимо кораблей «Союз», были включены средства наземного командно-измерительного комплекса, научно-исследовательские суда, расположенные в различных пунктах акватории Мирового океана, и спутник связи «Молния-1».

Сообщения Центра управления, вне зоны радиовидимости космических кораблей с территории СССР, передавались в систему «Орбита», затем — на спутник связи «Молния-1» и через судно «Космонавт Владимир Комаров» — экипажу корабля «Союз».

Командир группового полета и корабля «Союз-8» В. А. Шаталов подчеркнул, что успешному выполнению полета способствовало исключительно четкое взаимодействие наземных и морских командно-измерительных пунктов, группы управления полетами и экипажей кораблей.

— А как выглядит море из космоса? — спросили у инженера-исследователя корабля «Союз-7» В. В. Горбатко.

Он ответил, что с борта космического корабля вода в океане выглядит очень голубой по сравнению с чернотой космоса. Порой кажется, что космос — это Земля, а океан и облака над ним — небо.

Все выступавшие летчики-космонавты подчеркивали большое народнохозяйственное значение исследований, выполненных в групповом полете кораблей «Союз».

Developed by Ext-Joom.com

Яндекс.Метрика