Developed by Ext-Joom.com

Капитан Бондаренко

Георгий Родионович БондаренкоГеоргий Родионович БондаренкоОдин из дизель-электроходов, работающий в составе флота Дальневосточного пароходства, носит имя «Капитан Бондаренко».

...Семнадцатилетним юношей Георгий Бондаренко поступил во Владивостокский морской техникум на судоводительский факультет. Зимой учился, летом плавал на судах матросом.

В 1928 году его назначили третьим помощником капитана на пароход «Колыма». Рейс был в суровые полярные моря. Молодому штурману посчастливилось — он попал под начало знаменитого мастера арктического плавания Павла Георгиевича Миловзорова и получил хорошую школу.

В очередное арктическое плавание в 1931 году Бондаренко уходит на пароходе «Лейтенант Шмидт» уже старшим помощником капитана, и снова с Миловзоровым. Дружба двух разных по возрасту, но одинаково преданных морю людей, тяжелая, вошедшая в историю зимовка в Восточно-Сибирском море — во многом определили дальнейшую судьбу Георгия Родионовича Бондаренко. Вернувшись после зимовки во Владивосток, он вступает в члены ВКП(б). «Быть достойным сыном партии и своего народа»,— эти слова из заявления о приеме в партию стали клятвой моряка на всю жизнь.

 

Благодаря незаурядным штурманским и административным способностям Г. Бондаренко спустя всего лишь пять лет после окончания техникума стал капитаном. В предвоенные годы экипажи судов, которыми он командовал, не раз выходили победителями в социалистическом соревновании за скорейшее развитие производительных сил Дальнего Востока.

В апреле 1942 года пароход «Ангарстрой» под командованием Г. Бондаренко, следуя рекомендованным курсом из Петропавловска-Камчатского во Владивосток, повстречал японскую эскадру: четыре линкора, эсминцы и другие военные корабли. Вскоре над судном появился японский самолет и сбросил на палубу вымпел. В нем на английском и японском языках содержалось требование ложиться на курс 315°, что и было выполнено без промедления. Однако несколько позднее подошел один из кораблей и потребовал остановиться. На борт поднялись вооруженные японцы. Сразу же выставив караул у радиорубки, они проверили судовые и грузовые документы, произвели осмотр судна, после чего с эсминца последовал приказ: «Задержать пароход и отвести в порт Кушимото». На борт высадился еще один отряд во главе с офицером, вручившим письменный приказ, в котором было сказано, что капитан советского парохода обвиняется в передаче по радио военной сводки.

Капитан Бондаренко категорически отклонил предъявленное обвинение и заявил энергичный протест против незаконного задержания судна. Много часов подряд продолжались переговоры с японцами. Советский капитан держался с достоинством, был корректен, но непоколебим: «Прежде чем заходить в японские территориальные воды, я обязан запросить по радио начальника Дальневосточного пароходства»,— еще и еще раз терпеливо повторял он. И лишь когда на «Ангарстрой» нацелились пушки, капитан отдал приказ поднять сигнал «Подчиняюсь силе оружия», и судно направилось в Кушимото.

Снова досмотр, обыск в каютах экипажа. Японцы пробовали учинить допрос, но капитан и команда отказались отвечать на провокационные вопросы.

Десять суток простоял «Ангарстрой» под арестом, после чего был отпущен. Перед отходом в море представители японского военного командования вручили капитану курсы следования и нанесли на карту запретную зону, осведомившись о скорости
судна на разных режимах работы силовой установки.

Днем первого мая над «Ангарстроем» пролетел японский самолет. А в 22 часа 25 минут по владивостокскому времени пароход был атакован подводной лодкой, выпустившей две торпеды. Почти одновременно раздались взрывы огромной силы. Капитан Бондаренко в это время находился в кают-кампании. В мгновенье ока был он на мостике и возглавил борьбу экипажа за живучесть судна.

Бывший старший помощник капитана В. Добролюбов и бывший третий помощник И. Косов вспоминают об этих трагических минутах: «Команды капитана Бондаренко были предельно ясны, в спокойном тоне и выполнялись экипажем без промедления, четко. В драматической обстановке Георгий Родионович проявил исключительную выдержку, спокойный разум, большевистскую силу воли. Он воодушевил экипаж на мужество, самоотверженность...

Но сделать уже ничего было нельзя и, отдав приказ, капитан оставил судно последним, за несколько минут до того, как оно скрылось в пучине».

Только благодаря самообладанию капитана Бондаренко, четко организовавшему спасение людей, жертв не было (через четыре часа моряков подобрало японское торговое судно «Хойо-Мару»...).

После этого еще десятки тысяч миль пройдено по морским дорогам капитаном Бондаренко. Когда ему предложили должность капитана-наставника, он, не привыкший подолгу сидеть на берегу, согласился. Понимал: именно на этой работе открываются большие возможности для передачи своего богатого опыта молодым судоводителям. И действительно, многие питомцы капитана-наставника ледового плавания Г. Бондаренко водят по всем океанам крупнотоннажные суда.

За отличное выполнение заданий Родины в годы Великой Отечественной войны и за освоение Арктики Георгий Родионович Бондаренко был удостоен пяти правительственных наград, в том числе и высшей — ордена Ленина.

Вся жизнь замечательного моряка, трудолюбивого и кристально честного, была достойным примером служения партии, Родине, морю. И оборвалась она на боевом посту — капитан Г. Бондаренко трагически погиб при исполнении служебных обязанностей.

Developed by Ext-Joom.com

Яндекс.Метрика