Developed by Ext-Joom.com

PhotoShip

PhotoShip

Среда, 05 Ноябрь 2014 21:51

Академик Вернадский

В работе международной выставки «Океанэкспо-71» в Бордо (Франция) приняло участие около 15 стран, в их числе Советский Союз. На ней были показаны научные аппараты по исследованию и эксплуатации морей и океанов, а также океанографические корабли.

Среда, 05 Ноябрь 2014 21:47

Волоколамск

В гостях у побратимов Волоколамска

В этом году исполняется двадцать лет пароходу «Волоколамск», построенному на верфи финского города Турку. Много тысяч миль прошел он под флагом нашей Родины, побывал во многих портах мира.

Добрые дружеские отношения сложились между моряками и их побратимами — жителями города Волоколамска. Несколько лет подряд они ведут между собой переписку, рассказывают о трудовых достижениях и планах на будущее.

У братской могилы героев-панфиловцевУ братской могилы героев-панфиловцевВо время ремонта судна первый помощник капитана М. Передерий и секретарь комсомольской организации экипажа, котельный машинист А. Бородин отправились в Подмосковье к своим шефам. Моряки побывали в деревне Кашино, где 4 ноября 1920 года В. И. Ленин и Н. К. Крупская присутствовали на открытии первой в стране сельской электростанции, ознакомились с достопримечательностями волоколамщины.

Морякам было о чем доложить волоколамцам. Встав на предсъездовскую вахту труда, экипаж принял повышенные социалистические обязательства, которые успешно выполнил. В прошлом году судно перевезло на 1485 тонн грузов больше, чем было намечено.

После двухлетней эксплуатации пришла пора очередного ремонта. Весь первый квартал текущего года пароход «Волоколамск» провел у причала Рижского судоремонтного завода. Большой объем ремонта выполнен силами экипажа судна. Палубная команда произвела демонтаж грузового устройства, покраску трюмов, корпуса, внутренних помещений, чистку и цементирование льял. Ремонт главного двигателя был почти полностью осуществлен силами машинной команды. Механики и машинисты произвели переборку балластного, осушительного, пожарного насосов и других вспомогательных механизмов. Особенно плодотворно трудились матросы Е. Литинский, И. Ведмеденко, Г. Шахалевич, старший механик Ю. Захваткин, котельные машинисты С.    Волков, А. Бородин, Н. Федосеев.

Сейчас пароход «Волоколамск» снова в море. Экипаж судна за время ремонта существенно обновился. Поэтому у капитана А. Середенко и первого помощника М. Передерия прибавилось забот. Каждый из них обладает большим опытом работы с людьми, и поэтому, думается, они быстро сумеют сплотить коллектив для выполнения задач, поставленных Директивами XXIV съезда партии.

* * *

Во время поездки в Волоколамск моряки ознакомились с достопримечательными местами этого древнего города, побывали на местах боев.

Этот снимок сделан в Волоколамске у братской могилы героев-панфиловцев. Крайний справа — первый помощник капитана парохода «Волоколамск» М. Передерий.

Среда, 05 Ноябрь 2014 21:44

Юлиус Фучик

Первый отечественный лихтеровоз «Юлиус Фучик», построенный в 1978 г., сегодня уже можно назвать старожилом. Экипаж судна за сравнительно короткое время успешно освоил новую технологию перевозок, накопил опыт в эксплуатации систем и механизмов лихтеровоза (моряки выполняют работы по погрузке — выгрузке, креплению — раскреплению лихтеров на борту, по их зачистке и мелкому ремонту).

Приобретенный в процессе эксплуатации теплохода опыт экипаж передал своим коллегам. Так, успешно пройдя стажировку, добрым словом вспоминают коллектив «Юлиуса Фучика» старший механик Н. Порошинский, первый электромеханик М. Мельниченко, второй электромеханик Н. Черно-горов и многие другие моряки, работающие сейчас на втором лихтеровозе «Тибор Самуэли».

В апреле 1980 г. Международное хозяйственное судоходное предприятие «Интерлихтер» открыло новую линию: Дунай — Юго-Восточная Азия. Новое дело поручили экипажу «Юлиуса Фучика». Здесь трудятся классные специалисты, такие, как главный механик Н. Хохуля, старший мото-рист-газоэлектросварщик Л. Вороненко, второй механик А. Хмиль, первый электромеханик Б. Егоров, старший электрик В. Лепинский и многие другие.

Новая линия осваивается быстро и успешно. Производственные дела у передового коллектива идут хорошо.

Второй лихтеровоз «Тибор Самуэли» в настоящее время работает на линии Дунай — Индия — Пакистан. Теперь «Интерлихтер» обслуживает уже две международные линии.

Среда, 05 Ноябрь 2014 21:43

Галя Комлева

Среда, 05 Ноябрь 2014 21:42

Шота Руставели

Хотя столица Турции — Анкара, но главный город страны — все же Стамбул — в этом вас постарается уверить каждый его житель. И их утверждения не будут голословными, а подтверждены фактами. Большая часть национальной промышленности и торговли приходится на Стамбул. Это самый крупный по численности населения город Турции и ее главный культурный и исторический центр. Иностранные туристы, приезжающие в Турцию, в основном ограничиваются посещением Стамбула.

Городу — музею под открытым небом — уже 2640 лет. По количеству исторических памятников разных эпох трудно найти равный ему в мире.

Стамбул — крупнейший порт Турции. Ежедневно среди десятков судов, стоящих у причалов, можно увидеть суда под флагом нашей страны.

Среда, 05 Ноябрь 2014 21:41

Севзаплес

Среда, 05 Ноябрь 2014 21:39

Ермак

Славную страницу в истории героической обороны города Ленина вписал экипаж ледокола «Ермак». Во время эвакуации советского гарнизона с Ханко он приводил суда в Ленинград, а с ноября 1941 года осуществлял проводку военных и транспортных судов с боеприпасами, углем, продуктами и другими материалами. В декабре 1941 года «Ермак» совершил трудное плавание к острову Лавенсаари, где были скованы тяжелым льдом 16 судов. Каравану пришлось идти в сплошном льду и вблизи финского берега. Благодаря умелому маневрированию капитана М. Сорокина суда благополучно пришли в Кронштадт. Гитлеровское командование неоднократно устраивало охоту на «Ермака». Несколько раз ледокол попадал под шквальный огонь неприятельской артиллерии. Много бомб было сброшено на судно, но героическая команда быстро залечивала раны и «Ермак» вновь появлялся в Морском канале.

За зимнюю ледокольную компанию 1941 года «Ермак» сделал 16 рейсов из Ленинграда в Кронштадт и дважды ходил к острову Лавенсаари.

Среда, 05 Ноябрь 2014 21:38

Революционер

В 1942 году испытал атаки арата и экипаж парохода «Революционер». По выходу из Рейкьявика на караван обрушились комбинированные атаки гитлеровской авиации и подводных лодок. Шесть суток команды судов отражали нападение.

Только за один день 27 мая конвой PQ-16 атаковало 108 бомбардировщиков и торпедоносцев. Самоотверженно сражался экипаж «Революционера». Орудийный расчет не давал самолетам приблизиться к судну, рассеивал их боевой порядок.

Стратегический груз, танки, самолеты и другое снаряжение были в сохранности доставлены к месту назначения. Экипаж «Революционера» до конца Великой Отечественной войны продолжал совершать рейсы.

Среда, 05 Ноябрь 2014 21:35

Одесский Горсовет

В те военные годы

Начало. Окончание здесь.

Велика была роль морского флота в Великой Отечественной войне. Морские транспортные суда перевозили войска, вооружение, боеприпасы, горючее и многое, непосредственно участвовали в десантных операциях и наряду с этим осуществляли перевозки народнохозяйственных грузов.

Для успешного выполнения этих заданий большое значение имело состояние судов, их энергетических установок и всех технических средств.

Решающая роль в подготовке судов к рейсам принадлежала экипажам, и в первую очередь судовым механикам, которые в те тяжелые годы проявляли мужество и патриотизм и с честью исполняли священный долг — защиту своей родины. В героические страницы истории нашего флота вписано немало их имен.

В кратком очерке, естественно, невозможно вспомнить всех и все. Здесь излагаются только некоторые факты и те события, в которых авторы были участниками и свидетелями и которые сохранились в их памяти.

С первых дней Великой Отечественной войны практически все морские бассейны нашей страны стали театрами военных действий.

Северный бассейн

Суда Северного, Мурманского и Арктического пароходств ремонтировались преимущественно на заводе «Красная кузница» в Архангельске, в Лайском доке, на Мурманском судоремонтном заводе, а также в судоремонтных мастерских пароходств и портов.

С наступлением войны в характере работ и программах этих заводов произошли значительные изменения: дополнительно к ремонту транспортного, технического и ледокольного флота они должны были выполнять непосредственные заказы фронта, задания по переоборудованию и вооружению мобилизованных в состав ВМФ транспортных судов, ремонту и докованию боевых кораблей, а также выпускать боеприпасы. Положение обострилось еще тем, что значительная часть квалифицированных рабочих ушла на фронт, ухудшилось снабжение предприятий материалами, инструментами и запасными частями. Судоремонтные базы Севера не могли выполнить весь необходимый флоту объем ремонта.

Перед плавсоставом, судовыми партийными организациями и коллективами пароходств возникла задача — изыскать дополнительные возможности для производства ремонта судов своими силами. Зачинателем такого движения была команда парохода «Аркос».

В обращении ко всем морякам Северного бассейна, которое от имени экипажа подписали капитан А.    Соболев, старший механик Молвистов, помполит Малыгин, предсудкома Панкратов и другие, было сказано: «...мы тщательно рассмотрели дефектные ведомости на судоремонт 1941 —1942 гг. и пришли к убеждению, что можем обойтись без заводского ремонта, отремонтировать судно своими силами и израсходовать на ремонт вместо отпущенных 95 только 47 тыс. руб. Кроме того, имея токарный станок, мы обязуемся по заказу пароходства изготовить сменные детали для других судов. Мы призываем экипажи других судов пересмотреть свои дефектные ведомости...»

Этот патриотический почин был подхвачен экипажами судов «Родина». «Лена», «Алма-Ата», «Диксон». «Сталинград» и на других судах. где имелись токарные станки. Организация и проведение ремонта флота находились под неослабным контролем политотделов и местных партийных органов. Во время плавания моряки были постоянно готовы принять немедленные меры к исправлению повреждений, которые возникали как в результате аварий, так и при бомбежках с воздуха и артиллерийских обстрелах.

Первое боевое крещение получил в июне 1941 г. пароход «Роза Люксембург». Во время бомбежки в период погрузки был разорван борт судна, повреждены переборки трюма и машинного отделения, частично разрушены вспомогательные механизмы и грузовые лебедки. Судно охватил пожар, который был быстро ликвидирован благодаря самоотверженным действиям старшего механика В. Потемкина. Одновременно велись работы по исправлению повреждений, что позволило пароходу своим ходом дойти до Мурманска.

В сентябре 1941 г. в горле Белого моря был торпедирован пароход «Аргунь». Экипаж, возглавляемый капитаном В. Глешнером, проявил пример самоотверженности и стойкости в борьбе за живучесть судна. До последнего момента в залитом водой машинном отделении находились старший механик М. Петров и вахтенный механик П. Иванов, которые обеспечили работу машинной установки и последними покинули машинное отделение.

Массовый героизм проявляли команды судов, следовавших в караванах при перевозке вооружения и боеприпасов из союзных стран для фронта.

Среди судов каравана, подвергавшихся яростным атакам фашистов, были «Революционер», «Старый большевик», танкер «Азербайджан», «Сталинград». «Сухона», «Родина» и др.

В июне 1942 г. «Азербайджан» (капитан В. Изотов) был атакован вражескими торпедоносцами. Одна из торпед попала в судно. Произошел взрыв большой силы, в результате которого получили повреждение грузовые танки, погас свет и остановились двигатели.

В этой чрезвычайно сложной обстановке второй механик секретарь парторганизации судна Д. Слаут вместе с мотористом Н. Маренковым в кратчайшее время привели в действие главные двигатели, что позволило судну продолжить рейс. Одновременно четвертый механик Васильев и донкерман Черноусов, совершив умелый перепуск, выровняли крен.

Всем известен неравный бой ледокольного парохода «А. Сибиряков» (капитан А. Качарава, старший механик Н. Вочурко) и СКР 19 «Дежнев» (командир А. Гидулянов) с фашистским линкором «Адмирал Шеер». В этом бою принял участие и груженный лесом пароход «Революционер» (капитан Ф. Панфилов, старший механик В. Макарьин).

На пароходе «Революционер» вспыхнул пожар, в результате которого сгорели надстройки, артиллерийским обстрелом были повреждены рубки, рулевое устройство, выведен из строя ряд механизмов й др. Судну предстояло идти на ремонт в Архангельск, но экипаж с помощью береговых организаций порта Диксон исправил часть повреждений собственными силами, в том числе изготовил временную рулевую рубку на корме, и судно продолжило рейс.

Черноморско-Азовский бассейн

К началу Великой Отечественной войны в Черноморско-Азовском бассейне было восемь судоремонтных заводов, но уже в конце 194.1 г. почти все они были эвакуированы и ремонт судов осуществлялся только СРЗ имени Дзержинского в Туапсе и мастерскими в Новороссийске, Сочи и Батуми. Следовательно, вся тяжесть работ по поддержанию флота в состоянии, обеспечивающем выполнение заданий, легла на плечи судовых экипажей, и главным образом машинных команд.

В начальный период войны транспортный флот обеспечивал эвакуацию предприятий, грузов и населения. Совершая огненные рейсы в Одессу, Севастополь и другие порты, суда непрерывно подвергались налетам вражеской авиации.

Славные страницы в историю Черноморского пароходства вписал теплоход «Кубань». О нем уже немало рассказывалось, и мы остановимся только на некоторых трудовых и боевых подвигах машинной команды судна.

В 1941 г. «Кубань» была переоборудована на туапсинском СРЗ имени Дзержинского. Объем работ был значительным, так как теплоход с постройки плавал без ремонта, но все основные работы по ремонту главного двигателя и механизмов выполнила машинная команда под руководством старшего механика Сорокина. После успешного окончания ремонта экипаж теплохода, возглавляемый капитаном Г. Вислобоковым, блестяще справился с труднейшим заданием — высадкой десанта в Феодосию и совершал дальнейшие рейсы на Феодосию. В одном из них в машине была обнаружена неисправность, грозящая выходу из строя главного двигателя. Командование судна рискнуло остановить в море главный двигатель. Машинная команда, возглавляемая Сорокиным, в составе механиков Т. Чумака, В. Себалиса, П. Лукьянцева, С. Бурячика, мотористов П. Чернушенко. А. Кондратенко, М. Линника и Б. Пенкина устранила дефект меньше чем за час, вместо 6 — 7 ч. «Кубань» продолжала свой поход.

Примером высокой ответственности за порученное дело может служить машинная команда теплохода «Ворошилов», руководимая старшим механиком С. Безрученко. На этом теплоходе были установлены два главных двигателя, из которых работал только один, а второй бездействовал из-за отсутствия коленчатого вала. Несмотря на это, судно благодаря тщательному уходу экипажа за механизмами успешно выполняло задания фронта по доставке военной техники в Камыш-Бурун.

На теплоходе «Жан Жорес» (капитан Н. Алексеев) при высадке десанта в порту Феодосия бомбежкой была разбита рама ахтерштевня, поврежден и залит водой трюм № 4 и туннель гребного вала. В таком состоянии судно прибыло в Новороссийск, однако для его ремонта не было времени, так как теплоход требовалось срочно отправить обратно с тяжеловесами. И команда судна по инициативе старшего механика А. Звороно за двое суток исправила рулевое устройство, откачала затопленные трюм и туннель.

«Березина», буксируемая катерами«Березина», буксируемая катерамиСудовые команды и бригады плавсостава значительную долю работ по текущему ремонту и устранению повреждений производили на ходу судна и во время стоянок в портах. Например, экипаж парохода «Курск» выполнил своими силами 90% всех работ, в том числе и такие, как установка новой динамомашины. То же самое можно сказать о моряках «Березины», «Шахтера», «Пестеля», «Калинина», где плавали старшими механиками Волохов, Забелло, Качуровский, Скадовский, Островидов, Костецкий, Следзюк, Врублевский и др.

В отличном состоянии находились механизмы на флагмане Азовского пароходства теплоходе «Анатолий Серов» (капитан Орлов, старший механик Звонарев),

Старший механик парохода «Чатырдаг» Хозе М. ТаридасСтарший механик парохода «Чатырдаг» Хозе М. ТаридасТщательно было подготовлено к десантным операциям одно из самых старых судов азовского пароходства пароход «Чатырдаг», старшим механиком на котором плавал испанец Хозе М. Таридас. Судно при бомбежке на рейде Феодосии подучило пробоину в машинном отделении. Старший механик до последнего момента находился в машинном отделении. прилагая все усилия к заделыванию пробоины, и последним покинул тонущее судно. Хозе М. Таридасу предложили выехать на Дальний Восток, но он отказался, заявив, что будет мстить фашистам здесь. Таридас был назначен старшим механиком на пароход «Одесский Горсовет» и сумел добиться значительного повышения мощности его главной машины.

За время Великой Отечественной войны не было ни одного случая, чтобы какой-нибудь танкер Черноморского нефтеналивного пароходства «Совтанкер» не выполнил задания по вине экипажа. В этом большая заслуга машинных команд, которые, несмотря на чрезвычайную напряженность работы, вели неослабное наблюдение за механизмами, проводили профилактические мероприятия и ремонт своими силами.

Танкер «Вайян Кутюрье» (капитан Н. Ригерман) подвергнулся нападению фашистских самолетов. Одна из бомб попала в судно. В машинном отделении и в жилых помещениях возник пожар. И хотя он был быстро ликвидирован, обгорели каюты, вышла из строя осветительная проводка, вырванной оказалась переборка машинного отделения. Главные двигатели и вспомогательные механизмы покрылись толстым слоем сажи. Старший механик Логвиненко, второй механик Бордюг и другие члены экипажа не допустили, чтобы танкер вышел из строя и стал на ремонт: все повреждения были ликвидированы на ходу, танкер не имел ни одного дня простоя. Машинная команда под руководством Логвиненко и Бордюга во время стоянки судна в портах под сливом и наливом груза, а также в рейсе провела ремонт механизмов.

При следовании в Севастополь танкер «Кремль» (капитан А. Шабля) подорвался на магнитной мине, при этом вышли из строя грузовые насосы, брашпиль и лебедки. Машинная команда во главе со старшим механиком Б. Харченко еще в плавании исправила все повреждения. Это позволило сразу же после прихода в порт назначения выполнить все грузовые операции.

В одном из рейсов вражеская бомба попала в машинное отделение танкера «Эмба» (капитан П. Сорока), который доставлял горючее в Камыш-Бурун. И только благодаря мужеству и самоотверженной работе экипажа судна, и в первую очередь его старшего механика Г. Каявы, оно было спасено от взрыва и полного разрушения.

Танкер «Серго» с грузом и пассажирами по пути в осажденный Севастополь был торпедирован. В образовавшуюся огромную пробоину хлынула вода, затопившая четыре левых кормовых танка и помповое отделение. Судно стало крениться на левый борт. Моряки и машинная команда судна во главе со старшим механиком Герасимовым работали с удесятеренной энергией. На них лилась холодная вода, все приходилось делать на ощупь. Героическими усилиями всего экипажа удалось сохранить остойчивость и маневренность танкера, который благополучно прибыл в пункт назначения.

Следует подчеркнуть, что судовые команды, наряду с выполнением любых работ по ликвидации повреждений, соблюдали основные положения технической эксплуатации флота и без скидок на военное время добивались максимально возможного использования мощности, экономии топлива, увеличения эксплуатационного периода. Например, на танкере «Громов» (капитан Фомин), старший механик Ржевский и третий механик Залужный добились увеличения периода работы котлов между котлочистками с 1300 до 4000 ч.

Среда, 05 Ноябрь 2014 21:34

Азербайджан

В те военные годы

Окончание. Начало здесь.

 

Каспийский бассейн

Во время Великой Отечественной войны работа флота Каспийского бассейна была чрезвычайно напряженной — массовые перевозки нефтепродуктов, леса, хлеба, а затем эвакуация людей в районы Средней Азии, даже на танкерах, вывоз оборудования, доставка воинских частей и военной техники фронту, снабжение горючим войск, сражавшихся в героическом Сталинграде.

Интенсивная эксплуатация флота и уменьшение объема ремонта судов, производимого судоремонтными заводами, которые были переведены на выполнение заказов фронта, поставили перед моряками и работниками пароходств задачу — максимально использовать все резервы для успешного осуществления перевозок. Кроме этого, судовые экипажи должны были ликвидировать повреждения своих судов, полученные в результате бомбежки флота вражеской авиацией на Астраханском рейде, в Волго-Каспийском канале и в открытом море.

В. Чеховской, организатор восстановления парохода «Коминтерн»В. Чеховской, организатор восстановления парохода «Коминтерн»Большие работы по ремонту судов силами экипажей развернулись на танкерах пароходства «Касптанкер». Инициатором этого почина выступили моряки танкера «Азербайджан». Еще в начале 1941 г. судно предполагалось поставить на завод, однако команда по предложению старшего механика С. Охонько решила провести ремонт своими силами. Охонько, его помощник Кравцов, моторист Глебов, слесарь Лаврентьев и другие члены экипажа разобрали главные двигатели, сменили поршни, очистили котел, перебрали арматуру и выполнили другие трудоемкие работы. Почин экипажа «Азербайджана» был подхвачен на танкерах «Ленин», «Цюрупа», «Коминтерн», «Профинтерн», «ВКП(б)» (старшие механики Бородин, Мухин, Прозоров, Свиридов) и на многих других. Команды этих судов устанавливали на плаву с пригонкой по месту лопасти гребных винтов, а также цилиндровые втулки главных двигателей, делали перетяжку цилиндровых втулок, разбирали цилиндровые крышки, меняли поршни, производили центровку и привалку и т. д.

Помимо этого, моряки Каспия осуществляли своими силами перекладку коленчатых валов, устраняли раскепы, выполняли обработку с пригонкой мотылевых и головных подшипников, полностью перебирали конденсаторы с частичной сменой труб и манжет, которые изготовляли сами, если у них имелись токарные станки.

Такие работы производились на судах, где старшими механиками плавали Ткачев, Прохоров, Чубаков.

Моряки «Касптанкера» неустанно искали резервы провозной способности флота, одним из которых явилось увеличение скорости хода. На пароходе «Марат» машинная команда по инициативе старшего механика Калугина добилась увеличения мощности главной машины, благодаря чему скорость судна возросла на один узел.

В сухогрузном пароходстве «Каспфлот» положение с ремонтом флота было еще более напряженным, учитывая, что возраст большинства судов превышал 30 лет.

Моряки пароходства отдавали все силы, чтобы, обеспечивая перевозки грузов, поддерживать суда в исправном техническом состоянии.

Экипаж теплохода «Азербайджанец» (капитан Лунин) взял обязательства отремонтировать судно без вывода его из эксплуатации. Руководимая старшим механиком Павловым машинная команда выполнила сложный ремонт двигателя со сменой втулок, при этом особенно отличились второй механик Проненко, четвертый механик Мосин, мотористы Аржанухин, Косыгин и другие. Были сэкономлены два месяца ремонтного времени.

Машинная команда теплохода «Куйбышев», руководимая старшим механиком Б. Юккелем, за 15 суток провела своими силами ремонт главных двигателей. За этот короткий срок большую работу заводского характера выполнили моторист Б. Фомин и слесарь Д. Зозуля.

Во время массового налета фашистской авиации на порт Астрахань серьезные повреждения получил сухогрузный пароход «Чичерин» — на нем лопнули дымогарные трубки в котлах. Рискуя жизнью, старший механик Е. Пахолок, машинисты Дементьев и Шевченко заглушили лопнувшие трубки, не снижая давления пара в котлах, и тем самым спасли судно и находившихся на нем людей.

Пассажирский теплоход «Дагестан» (капитан П. Пуговкин) получил приказ участвовать в высадке десанта на необорудованном берегу. Чтобы ускорить доставку воинских частей к месту высадки, машинная команда (старший механик К. Яшин), приняв необходимые меры, форсировала двигатели, добившись увеличения скорости судна с 14 до 18 узлов. Задание фронта, несмотря на налеты авиации врага, было успешно выполнено.

В пароходстве «Рейдтанкер», насчитывавшем наибольшее число судов в бассейне, флот состоял из паровых, дизельных буксиров и нефтеналивных барж. Команды судов, которые работали на Астраханском рейде до наступления зимы 1941/42 г. и не смогли попасть в Астрахань на зимовку, организовали ремонт на месте стоянки в 40 км от города. Из матросов, рулевых, кочегаров, камбузников были созданы бригады плотников, котельщиков, маляров, выполнявших ремонтные работы по корпусам судов, а из механиков и мотористов сформированы слесарные бригады, ремонтировавшие двигатели и механизмы. Руководили бригадами старшие механики.

Баржа № 55 была переоборудована в плавмастерскую, возглавлявшуюся Л. Сомовым. Из членов судовых команд и работников плавмастерской создали ремонтные бригады, которыми руководили старшие механики судов Г. Колин, М. Привалов, А. Эберлейн и другие. Они выполняли все работы по ремонту зимовавших судов, получая от заводов отдельные сменные части.

Судовые команды принимали все меры, чтобы продлить навигационный период благодаря проведению котло- и моточисток на ходу. Так, машинная команда теплохода «Колхозник» под руководством старшего механика Ежикова добилась, что в течение девяти месяцев 1942 г. судно работало без вывода из эксплуатации, что позволило сделать дополнительные рейсы и доставить сверх плана свыше 20 тыс. тонн нефтепродуктов фронту.

На волжских переправах выше Астрахани в районе Сталинграда работали суда «Рейдтанкера», пароход «Спартаковец», доставлявший на правый берег Волги боеприпасы и вывозивший из осажденного города население и раненых, дважды подвергался бомбежкам с воздуха. Экипаж, возглавляемый капитаном Н. Тараскиным, и особенно старший механик А. Сергеев, помощник механика Г. Гайворонский, кочегар В. Захаров, отремонтировали судно своими силами, не выводя его из эксплуатации.

Теплоход «Дзержинский» до января 1943 г. (капитан Н. Мишин) совершал рейсы на переправе у Каменного Яра при постоянных налетах фашистской авиации. В этих тяжелых условиях героический экипаж обеспечивал бесперебойную связь с правым берегом Волги, а старший механик М. Подзоров, умело руководя машинной командой, добился бесперебойной работы всех механизмов.

В 1942 г. значительная часть судов «Рейдтанкера» плавала на Гурьевском морском рейде и осталась там на зимовку. Из моряков была организована специализированная бригада по ремонту самоходных судов, возглавляемая групповыми инженерами-механиками П. Челышевым и Г. Чикиндасом.

Немалую помощь экипажам судов Каспийского бассейна оказывали судовые механики, инженеры, направленные из других бассейнов, ЦНИИМФа, Морсудопроекта и центрального аппарата министерства.

Инженеры-механики наставники ММФ И. Тумм, Б. Кузнецов, В. Кончаев осуществляли постоянный контроль за технической эксплуатацией флота, выходя в рейсы, оказывая необходимую помощь на месте. В. Чеховской являлся организатором восстановления парохода «Коминтерн» пароходства «Рейдтанкер». Благодаря энтузиазму рабочих судоремонтных заводов и экипажа судна оно было введено в строй через 25 суток.

Бригады судовых механиков, руководимые А. Головацким и М. Хмелевским, за трое суток сменили гребные винты на теплоходе имени X Годовщины Октябрьской Революции и произвели переборку двух главных двигателей.

В заключение следует сказать, что в этой статье авторы коснулись работы во время Великой Отечественной войны только коллективов трех морских бассейнов. Конечно, и на Дальнем Востоке также было немало выдающихся механиков, таких, как Молдованов, Малахов, Поверов и другие. Немалую помощь флоту Дальнего Востока оказал плавсостав, направленный из западных бассейнов страны, и в том числе старшие механики Беспалов, Богатырев, братья Врублевские, Шуваев, Кончаев.

Тридцать лет назад одержана Великая Победа, в которую немалый вклад внесли и судовые команды. Трудовые и ратные подвиги моряков были неоднократно отмечены высокими правительственными наградами, благодарностями военного и военно-морского командования, приказами наркома морского флота.

Многие из тех, кто нес тяжелые вахты в годы Великой Отечественной войны, пали смертью храбрых при исполнении своих обязанностей. Многие не дожили до сегодняшних дней, некоторые ушли на заслуженный отдых, часть продолжает трудиться и сейчас.

Честь и слава морякам-воинам. Их славные имена навсегда останутся в памяти людей, в истории нашего флота.

Страница 7 из 13

Developed by Ext-Joom.com

Яндекс.Метрика