Разделы
- Азовское пароходство (2)
- Балтийское пароходство (13)
- Дальневосточное пароходство (7)
- Камчатское пароходство (1)
- Каспийское пароходство (4)
- Латвийское пароходство (8)
- Литовское пароходство (3)
- Мурманское пароходство (9)
- Новороссийское пароходство (6)
- Одесское пароходство (5)
- Приморское пароходство (1)
- Разная принадлежность (46)
- Сахалинское пароходство (5)
- Северное пароходство (11)
- Советское Дунайское пароходство (2)
- Черноморское пароходство (29)
- Эстонское пароходство (3)
Мы в друзьях
Даты
-
6 октября 1913 года
В Атлантическом океане русские моряки парохода «Царь» спасли пассажиров и команду с горящего английского судна «Вальтурно».
Немного истории
-
Открытие купца Бритнева
Первое судно, специально предназначенное для плавания во льдах, называлось «Фрам» («Вперед»). Оно было построено в 1893 году по замыслу полярного исследователя норвежца Фритьофа Нансена.
«Фрам» выдерживал плавание во льдах благодаря тому, что борта судна были выпуклыми. При сдавливании оно выжималось на лед.
Однако чтобы не только дрейфовать, но и продвигаться во льдах в нужном направлении, этого недостаточно. Первая попытка приспособить судно для плавания во льдах, создать ледокол, была сделана в 1864 году в Петербурге.
М. О. Бритнев, владелец нескольких пароходов, решил приспособить их для бесперебойного сообщения с Кронштадтом в зимний период, Для этого он переделал корпус одного из судов таким образом, чтобы нос повисал надо льдом. Это позволило пароходу при движении как бы влезать на лед и ломать его своей тяжестью, Эксперимент оказался успешным, и вскоре об изобретении Бритнева заговорила печать за рубежом.
Зимой 1871 года в Германии замерзла река Эльба, важная транспортная артерия Гамбурга. И тогда немецкие пароходчики решили позаимствовать опыт русского купца-судовладельца. Срочно был командирован инженер, который вступил с Бритневым в переговоры и за 300 рублей приобрел чертежи первого из переделанных купцом пароходов «Пайлот». На основе этих чертежей в Гамбурге вскоре было построено судно, которому дали название «Eisbrecher-1». С тех пор форма ледокольного носа, изобретенная русским пароходчиком, утвердилась во всем мире.
Память о них жива. (Марина Раскова)
- Подробности
- Категория: Имя на борту
В октябре 1943 г. из Архангельска в губу Белушью на Новую Землю вышел конвой в составе эскадренных миноносцев Северного флота «Гремящий» и «Громкий». Он сопровождал транспорт «Марина Раскова», шедший с военными и важными хозяйственными грузами. На борту его находилось более 200 пассажиров. По свидетельству бывшего командующего Северным флотом адмирала А. Г. Головко, от благополучного прибытия конвоя в пункт назначения зависела нормальная зимовка всех новоземельцев военного времени: транспорт вез им теплую одежду, продовольствие. оборудование, топливо и многое другое.
На выходе из Белого моря встретили жестокий шторм, перешедший вскоре в ураган. Громадные волны заливали палубы судов, а крен эскадренных миноносцев доходил до 53 градусов. «Нередко волны достигали такой высоты, что транспорт исчезал в провалах между ними», — вспоминает А. Г. Головко в своем дневнике. Однако бесстрашные моряки уверенно шли вперед к назначенной цели. Когда до губы Белушьей оставалось еще 150 миль, на транспорте был сорван руль, и громадное 12-тысячетонное судно стало игрушкой разбушевавшейся стихии. Оценив обстановку, командир конвоя и капитан транспорта приняли смелое, но трудно выполнимое в условиях урагана решение: одному из миноносцев предстояло взять транспорт на буксир, а другому — охранять конвой, потерявший значительную часть своей маневренности.
В течение восьми часов при сильном штормовом волнении работали моряки эскадренного миноносца «Гремящий» и экипаж теплохода «Марина Раскова», пытаясь завести буксир. Во время этой трудной работы конвой все время находился под угрозой атак вражеских подводных лодок или подрыва на плавающих минах. Одну из мин обнаружил и уничтожил эскадренный миноносец. Он же отогнал появившуюся в районе проведения операции вражескую подводную лодку.
Наконец, буксир был заведен, закреплен на транспорте, и караван отправился в путь. Прошли всего каких-нибудь 20 миль, как под напором усиливавшегося урагана буксир лопнул, и все пришлось начинать сначала. Однако энергия военных моряков и экипажа транспорта победила и на этот раз. Буксир был заведен вторично, и караван благополучно прибыл в губу Белушью, затратив на переход вместо расчетных 50—60 часов более четырех суток. Сдав грузы и передав личный состав, теплоход 9 ноября 1943 г. вернулся в Архангельск. Многие военные моряки и члены экипажа теплохода, участвовавшие в этом переходе на Новую Землю, были награждены орденами и медалями.
Заслуживает внимания и история трагической гибели теплохода «Марина Раскова». Это произошло 12 августа 1944 г. Выполняя задание командования по перевозкам, теплоход находился в Карском море, конвоируемый тремя тральщиками Беломорской военной флотилии. На борту теплохода было 6508 т разных грузов и 354 пассажира, следующих на смену зимовщикам в различных пунктах Карского моря. Всего на судах конвоя находилось 618 человек, среди которых были женщины и дети — члены семей зимовщиков.
В районе острова Белый теплоход был торпедирован вражеской подводной лодкой и затонул. Часть оставшихся в живых моряков и пассажиров была подобрана тральщиками конвоя, а часть осталась на спасательных шлюпках. Вскоре вражеская подводная лодка потопила два тральщика, и спасенные оказались во власти бушующего моря, закрытого плотным туманом. Последним прибежищем для людей были шлюпки и плотики.
Как только сигнал о разыгравшейся трагедии приняли в штабе военно-морской базы, который находился в 60 милях от места гибели судов, начались операции по розыску и спасению людей. Летчики Северного флота и полярной авиации проявили большое мужество и мастерство, разыскивая на просторах Карского моря затерявшиеся в волнах шлюпки. На воду к людям опускались гидросамолеты. Было спасено 256 человек. Эта трудная работа закончилась лишь 24 августа 1944 г., когда к гидросамолетам, работающим в районе обнаружения шлюпок, подошел тральщик Беломорской военной флотилии и принял на свой борт спасенных.
Тогда трагически оборвалась жизнь многих моряков теплохода «Марина Раскова». Они до конца выполнили свой долг перед Родиной. Оставшиеся в живых члены экипажа пошли работать на другие суда и продолжали самоотверженно трудиться, внося весомый вклад в дело победы над врагом...
Ныне воды морей и океанов бороздит новый теплоход-рефрижератор «Марина Раскова». Корабли не умирают. Как не умирает память о славных делах и подвигах моряков старших поколений.