Разделы
- Азовское пароходство (2)
- Балтийское пароходство (13)
- Дальневосточное пароходство (7)
- Камчатское пароходство (1)
- Каспийское пароходство (4)
- Латвийское пароходство (8)
- Литовское пароходство (3)
- Мурманское пароходство (9)
- Новороссийское пароходство (6)
- Одесское пароходство (5)
- Приморское пароходство (1)
- Разная принадлежность (46)
- Сахалинское пароходство (5)
- Северное пароходство (11)
- Советское Дунайское пароходство (2)
- Черноморское пароходство (29)
- Эстонское пароходство (3)
Мы в друзьях
Даты
-
13 августа 1818 года
Закончилось второе кругосветное плавание О. Е. Коцебу (1787 — 1846 гг.), известного русского мореплавателя. В этой экспедиции были подробно обследованы острова Маршалловы, Крузенштерна н группа Гавайских островов; на юго-востоке Берингова пролнва был открыт залив Коцебу и проведены океанографические работы.
В этот же день в 1773 году родился Ю. Ф. Лисянский (1773 — 1837 гг.), известный русский мореплаватель. Командовал шлюпом «Нева» во время первого русского кругосветного плавания. От Кронштадта до Гавайских островов «Надежда» и «Нева» следовали одним курсом. Далее «Нева» направилась к Аляске, где Лисянский пробыл свыше года в русских владениях. На обратном пути переход от Кантона до Портсмута Лисянский впервые в истории мореплавания проделал безостановочно. Экспедиция проложила новый путь к русским владениям на Камчатке и Аляске, обследовала обширные малоизвестные районы Тихого океана, произвела океанографические наблюдения, собрала ценный этнографический материал, составила навигационные карты пройденных мест. Книга Лисянского «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг. на корабле «Нева» принадлежит к классическим произведениям русской географической литературы о путешествиях. Именем мореплавателя названы: остров, полуостров на северном побережье Охотского моря и гора на острове Сахалин.
Немного истории
-
Кризис торгового флота
1887 год
В настоящее время торговый флот всех стран переживает тяжелый кризис. В течение трех последних лет на судостроительных верфях Англии, Франции и Швеции построено такое множество всевозможных судов для коммерческого флота, что теперь число судов по крайней мере вдвое-втрое превышает существующую в них потребность. Результатом этого явились банкротства некоторых владельцев частных верфей в Англии; в английских газетах ежедневно помещаются публикации о продаже пароходов и даже целых судостроительных верфей; владельцы и агенты пароходных компаний постоянно получают новые циркуляры с предложением о покупке пароходов «на самых выгодных условиях». Этот кризис отразился также на пароходах русского торгового флота, которые на всех линиях, даже на внутренних, встречают сильную конкуренцию со стороны иностранных пароходов, плавающих под русским флагом.
Память о них жива. (Марина Раскова)
- Подробности
- Категория: Имя на борту
В октябре 1943 г. из Архангельска в губу Белушью на Новую Землю вышел конвой в составе эскадренных миноносцев Северного флота «Гремящий» и «Громкий». Он сопровождал транспорт «Марина Раскова», шедший с военными и важными хозяйственными грузами. На борту его находилось более 200 пассажиров. По свидетельству бывшего командующего Северным флотом адмирала А. Г. Головко, от благополучного прибытия конвоя в пункт назначения зависела нормальная зимовка всех новоземельцев военного времени: транспорт вез им теплую одежду, продовольствие. оборудование, топливо и многое другое.
На выходе из Белого моря встретили жестокий шторм, перешедший вскоре в ураган. Громадные волны заливали палубы судов, а крен эскадренных миноносцев доходил до 53 градусов. «Нередко волны достигали такой высоты, что транспорт исчезал в провалах между ними», — вспоминает А. Г. Головко в своем дневнике. Однако бесстрашные моряки уверенно шли вперед к назначенной цели. Когда до губы Белушьей оставалось еще 150 миль, на транспорте был сорван руль, и громадное 12-тысячетонное судно стало игрушкой разбушевавшейся стихии. Оценив обстановку, командир конвоя и капитан транспорта приняли смелое, но трудно выполнимое в условиях урагана решение: одному из миноносцев предстояло взять транспорт на буксир, а другому — охранять конвой, потерявший значительную часть своей маневренности.
В течение восьми часов при сильном штормовом волнении работали моряки эскадренного миноносца «Гремящий» и экипаж теплохода «Марина Раскова», пытаясь завести буксир. Во время этой трудной работы конвой все время находился под угрозой атак вражеских подводных лодок или подрыва на плавающих минах. Одну из мин обнаружил и уничтожил эскадренный миноносец. Он же отогнал появившуюся в районе проведения операции вражескую подводную лодку.
Наконец, буксир был заведен, закреплен на транспорте, и караван отправился в путь. Прошли всего каких-нибудь 20 миль, как под напором усиливавшегося урагана буксир лопнул, и все пришлось начинать сначала. Однако энергия военных моряков и экипажа транспорта победила и на этот раз. Буксир был заведен вторично, и караван благополучно прибыл в губу Белушью, затратив на переход вместо расчетных 50—60 часов более четырех суток. Сдав грузы и передав личный состав, теплоход 9 ноября 1943 г. вернулся в Архангельск. Многие военные моряки и члены экипажа теплохода, участвовавшие в этом переходе на Новую Землю, были награждены орденами и медалями.
Заслуживает внимания и история трагической гибели теплохода «Марина Раскова». Это произошло 12 августа 1944 г. Выполняя задание командования по перевозкам, теплоход находился в Карском море, конвоируемый тремя тральщиками Беломорской военной флотилии. На борту теплохода было 6508 т разных грузов и 354 пассажира, следующих на смену зимовщикам в различных пунктах Карского моря. Всего на судах конвоя находилось 618 человек, среди которых были женщины и дети — члены семей зимовщиков.
В районе острова Белый теплоход был торпедирован вражеской подводной лодкой и затонул. Часть оставшихся в живых моряков и пассажиров была подобрана тральщиками конвоя, а часть осталась на спасательных шлюпках. Вскоре вражеская подводная лодка потопила два тральщика, и спасенные оказались во власти бушующего моря, закрытого плотным туманом. Последним прибежищем для людей были шлюпки и плотики.
Как только сигнал о разыгравшейся трагедии приняли в штабе военно-морской базы, который находился в 60 милях от места гибели судов, начались операции по розыску и спасению людей. Летчики Северного флота и полярной авиации проявили большое мужество и мастерство, разыскивая на просторах Карского моря затерявшиеся в волнах шлюпки. На воду к людям опускались гидросамолеты. Было спасено 256 человек. Эта трудная работа закончилась лишь 24 августа 1944 г., когда к гидросамолетам, работающим в районе обнаружения шлюпок, подошел тральщик Беломорской военной флотилии и принял на свой борт спасенных.
Тогда трагически оборвалась жизнь многих моряков теплохода «Марина Раскова». Они до конца выполнили свой долг перед Родиной. Оставшиеся в живых члены экипажа пошли работать на другие суда и продолжали самоотверженно трудиться, внося весомый вклад в дело победы над врагом...
Ныне воды морей и океанов бороздит новый теплоход-рефрижератор «Марина Раскова». Корабли не умирают. Как не умирает память о славных делах и подвигах моряков старших поколений.