Разделы
- Азовское пароходство (2)
- Балтийское пароходство (13)
- Дальневосточное пароходство (7)
- Камчатское пароходство (1)
- Каспийское пароходство (4)
- Латвийское пароходство (8)
- Литовское пароходство (3)
- Мурманское пароходство (9)
- Новороссийское пароходство (6)
- Одесское пароходство (5)
- Приморское пароходство (1)
- Разная принадлежность (46)
- Сахалинское пароходство (5)
- Северное пароходство (11)
- Советское Дунайское пароходство (2)
- Черноморское пароходство (29)
- Эстонское пароходство (3)
Мы в друзьях
Даты
-
6 октября 1923 года
Окончилась первая советская арктическая экспедиция на Новую Землю под руководством P. Л. Самойловича, в результате которой было открыто несколько заливов.
Немного истории
-
Об опасностях мореплавания
1887 год
«Берег между Либаваю и Полангеном до сих пор плохо описан и вымерен. Этот берег поражает своим однообразием, течения меняются и то усиливаются, то уменьшаются, туманы сменяют штормы, штормы — пасмурность и ненастья. Понятно, что это небольшое расстояние от Либавы к югу следовало бы оградить и обставить такими знаками и предупредительными сигналами, которые обеспечивали бы плавание. Ничего такого нет до сих пор, как нет на Мурмане вдоль Камчатки или на берегах Новой Земли. Суда, идущие от Борнгольма, из Бельтов, Данцига и т. д., по необходимости определиться приближаются к берегу, на вид так называемой горы Зибенберг, и разбиваются. Есть такое роковое место в восьми милях от Либавы — Бернатон, где бедные моряки нет-нет да и споткнутся. Два года назад, там, на 17-футовой, разбился пароход «Феррара», а ныне датский пароход «Скиорд» ударился о ту же банку, но успел сойти с нее, и английский — «Вернон», в ночь на 5 января, уселся там же так плотно, что едва ли не останется навеки».
Капитан Драницын
- Подробности
- Категория: Имя на борту
«Капитан Сорокин», «Капитан Николаев» — новые однотипные ледоколы, названные именами прославленных советских полярных мореходов, несут нелегкую вахту в арктических морях. К ним присоединился третий ледокол-близнец — «Капитан Драницын».
Мощные дизель-электрические ледоколы предназначены для работ во льдах устьев и на морских фарватерах сибирских рек, на мелководных участках Северного морского пути.
Имя на борту нового ледокола хорошо знакомо морякам. Герман Васильевич Драницын большую часть жизни был связан с Арктикой. В последние годы он не желая уходить на пенсию, работал капитаном-наставником ледового плавания Мурманского пароходства.
Немало ярких операций по проводке караванов под руководством Драницына помнит Арктика. В историю ледового плавания вошла, например, предложенная, разработанная и осуществленная им в 1961 году операция по проводке каравана проливом, считавшимся ранее недоступным для судоходства. Рассказав тогда читателям об этой проводке, газеты назвали ее блестящей операцией.
Это мастерство, знание Арктики Драницын начал добывать по крохам еще в 30-е годы. Молодым штурманом он был направлен после успешного окончания Архангельского морского техникума на зверобойную шхуну «Ленинградсовет».
Надо сказать, что, в отличие от многих известных полярных капитанов, Драницын — моряк не потомственный. Его родители, вологодские сельские учителя, и слышать не желали о книжных мечтах сына о море. Но юноша схитрил. Он подал заявления сразу в два учебных заведения и поехал поступать в то, куда стремился.
Зверобойные промыслы у Земли Франца-Иосифа, доставка оборудования первым полярным станциям в восточном секторе Арктики — вехи его трудового пути. Именно в тех нелегких ледовых плаваниях молодой моряк получил у поморов первые уроки выдержки и решительности одновременно.
Вскоре способный штурман становится вторым, а затем старшим помощником капитана ледокольного парохода «Малыгин». Там, в исследовательских и транспортных высокоширотных рейсах, продолжались его «ледовые университеты».
Старпом был в отпуске, когда в октябре 1940 года погиб «Малыгин», погибли его товарищи.
Драницын назначается старшим помощником капитана ледокольного парохода «Г. Седов», недавно вернувшегося из своего легендарного дрейфа в Центральной Арктике. На этом судне ему пришлось ходить в Арктику боевыми курсами.
В первый военный рейс Герман Васильевич вышел вскоре после начала Великой Отечественной войны. «Г. Седов» следовал с грузом из Мурманска в Архангельск без боевого охранения — его тогда недоставало. В районе Святого Носа судно обнаружил фашистский самолет, который сразу принялся пикировать. Но это не испугало моряков-полярников. Четко и бесстрашно действовали по тревоге боевые посты. Пароход открыл заградительный огонь и начал маневрировать. Старпом, находясь рядом с командиром, активно и уверенно помогал ему руководить огнем, маневрами судна, боевыми постами. Из своего первого боя пароход вышел невредимым.
Вскоре старпом подал заявление о приеме в партию. В декабре сорок первого он стал кандидатом, а в 1942 году — членом Коммунистической партии.
«Г. Седову», входившему в состав Беломорской военной флотилии, поручалась проводка во льдах транспортов с воинскими грузами, доставка на полярные станции всего необходимого, в том числе и оружия. Экипаж участвовал в транспортировке, выгрузке и установке артиллерийских батарей на берегах арктических проливов. Штурман-ледокольщик, способный старпом, военный инструктор снабжения, строитель-фортификатор — вот многочисленные в ту пору обязанности Г. В. Драницына.
Во многих рейсах на судно совершали атаки самолеты, подводные лодки противника. Но счастливая судьба, а вернее — боевое и мореходное искусство экипажа и командиров, их бесстрашие и выдержка сберегли корабль. Моряки «Г. Седова» справились со всеми, в том числе, самыми сложными заданиями командования. Грудь Драницына украсили боевые награды.
После войны Герман Васильевич продолжал работать в Арктике.
12 мая 1945 года на линейный ледокол «И. Сталин», которым командовал прославленный капитан В. И. Воронин, был направлен новый старпом — Г. В. Драницын. Эта встреча сыграла важную роль в судьбе Германа Васильевича. Именно Воронин увидит вскоре в умелом, спокойном и уверенном старшем помощнике перспективного капитана ледоколов-лидеров и выдвинет затем своего 34-летнего старшего штурмана на эту должность.
Так стал Драницын капитаном и — не ошибся Воронин — неплохим капитаном. Сам теперь учил молодых судоводителей. Много их, бывших своих помощников, тоже вывел в капитаны.
Драницын командовал линейными ледоколами «И. Сталин», «Ермак». В 1956 году, когда был построен новый дизель-электрический ледокол, он повел в Арктику этот корабль, названный именем его наставника и старшего товарища — «Капитан Воронин».
Более чем в двух тысячах ледовых проводках довелось участвовать за 27 лет работы на ходовом мостике Герману Васильевичу. Став капитаном-наставником, он руководил ледовыми операциями из штаба, с борта самолета, проводя в воздухе по 700—800 часов за навигацию. Огромный практический опыт помогал капитанам ледоколов и транспортов успешно противостоять арктическим льдам.
Ко многим наградам Г. В. Драницына, боевым и трудовым, в 1975 году прибавилась еще одна высокая награда — орден Октябрьской Революции. Родина отметила заслуги одного из своих сыновей, который был в первых рядах тех, кто осуществлял достижение главной цели, поставленной Коммунистической партией перед полярниками — о продлении навигации по Северному морскому пути.
В 1976 году Германа Васильевича Драницына не стало. Память об этом замечательном арктическом капитане свято хранят моряки-полярники.