Developed by Ext-Joom.com

Плавание на "Йоа"

Поиски Северо-Западного прохода начались в конце шестнадцатого столетия. Экспедиции начинали свои плавания и с Востока, и с Запада. Многие из них, как экспедиция Джона Франклина, кончались трагически. Русские моряки О. Коцебу, М. Васильев и Г. Шишмарев также предпринимали попытки форсировать, проход с Запада.

 

Руал АмундсенРуал АмундсенЧеловеком, впервые прошедшим Северо-Западный проход, стал Р. Амундсен. Он поставил перед собой задачу не только пройти этим проходом, но и провести по широкой программе разносторонние научные наблюдения и прежде всего изучить особенности земного магнетизма вблизи магнитного полюса Северного полушария.

По плану Амундсена экспедиция должна была использовать небольшой корабль с минимальным числом участников и искать проход не в высоких широтах, а значительно южнее. Для экспедиции приобрели небольшое рыболовное парусно-моторное судно «Йоа» водоизмещением 47 тонн с двигателем мощностью 13,5 лошадиной силы.

Средства на снаряжение экспедиции добывались с трудом. И вот когда все было готово к плаванию, самый крупный кредитор дал 24 часа сроку для внесения долга, грозя наложить арест на судно и посадить Амундсена в тюрьму. А это означало гибель трудов целого года. В этих условиях Амундсен решился на единственный шаг: в ночь на 17 июня 1903 года «Йоа» тихо снялась со швартовов и вышла в море.

В состав экспедиции Амундсен подобрал мастеров на все руки: помощник начальника экспедиции Г. Хансен был астрономом, геологом и фотографом, кок А. Линдстрем специалист по сбору зоологических коллекций. Подстать им были и другие.

В конце июня, используя попутным ветер, «Йоа» пришла в Годхавн (Гренландия), где приняли 20 собак и после короткой стоянки двинулись дальше через залив Мелвилла, проливом Ланкастер и далее проливом Пиля вошли в неизвестные воды. В пути экспедиция три раза попадала в очень тяжелое положение. В одном случае сели на риф и чуть не потеряли руль. В другом — начался пожар в машинном отделении. В третьем — во время жестокого шторма судно чуть не выбросило на берег.

Парусно-моторное судно "Йоа"Парусно-моторное судно "Йоа"В начале сентября экспедиция стала на зимовку в идеальной бухточке острова Кинг-Вильем, названной бухтой «Йоа». Стоянка эта затянулась вопреки плану и ожиданиям на два года.

Для научных наблюдений на берегу создали базу. Наблюдения показали, что магнитный полюс находился примерно в 90 милях от бухты «Йоа». Непрерывно действовали саморегистрирующие магнитные приборы. Регулярно велись астрономические и метеорологические наблюдения. Охотники экспедиции добывали оленей, дичь, тюленей. Соблюдался строгий распорядок дня. Разумная работа и своевременный отдых поддерживали бодрое настроение и здоровье.

В конце октября к зимовке «Йоа» прикочевали эскимосы и построили свои иглу. Быстро установились добрососедские отношения. Длительные наблюдения позволили Амундсену создать доброжелательное объективное описание жизни этого маленького трудолюбивого народа.

С марта участники экспедиции совершили несколько санных походов к магнитному полюсу, где провели тщательные магнитные наблюдения. Незаметно подошло лето. Лед в бухте не вскрылся. Экспедиция осталась на вторую зимовку. Вторая зима прошла благополучно. Велся цикл научных наблюдений, совершались санные экспедиции. Значительный участок белого пятна Канадского архипелага лег на карту.

В конце июля следующего года «Йоа» смогла покинуть свою двухлетнюю стоянку и двинуться дальше на запад. Целых три недели судно шло совершенно неизвестным районом. Путь его лежал через узкие и мелководные проливы. В конце августа впереди по курсу обнаружили парус, а затем и очертания китобойного судна. «Этим был положен конец всем сомнениям относительно удачного завершения нашей экспедиции. Победа была за нами!» — записал в дневнике Амундсен.

"Йоа" на зимней стоянке"Йоа" на зимней стоянкеДальнейшее движение на запад преграждали льды, и «Йоа» стала на третью зимовку у острова Гершеля. Зимовка оказалась спокойной. По соседству находилось несколько китобоев. Ничто не нарушало установившегося режима научных и хозяйственных работ, и Амундсен в конце октября решил «сбегать» вместе с почтой, отправлявшейся от Гершеля в форт Юкон за 700 километров. Но в форте Юкон телеграфа не оказалось и ему пришлось пройти еще около 400 километров до Игл-Сити. В середине марта Амундсен вернулся на «Йоа». В конце зимы простудился и умер самый молодой участник экспедиции Г. Вик, это была тяжелая потеря для дружного коллектива. В середине июля льды позволили продолжить путь. «Йоа» миновала мыс Барроу, вышла в Берингов пролив, зашла в Ном, а оттуда в Сан-Франциско.

«Я подарил этому городу «Йоа» на память о завоевании Северо-Западного прохода. Она до сих пор стоит в парке «Золотых ворот» — пишет Амундсен.

Экспедиция привезла в Норвегию геологические, зоологические и этнографические коллекции, данные метеорологических наблюдений. Материалы магнитных наблюдений были столь обширны, что ученые обрабатывали их около двадцати лет.

Developed by Ext-Joom.com

Яндекс.Метрика