Разделы
- Азовское пароходство (2)
- Балтийское пароходство (13)
- Дальневосточное пароходство (7)
- Камчатское пароходство (1)
- Каспийское пароходство (4)
- Латвийское пароходство (8)
- Литовское пароходство (3)
- Мурманское пароходство (9)
- Новороссийское пароходство (6)
- Одесское пароходство (5)
- Приморское пароходство (1)
- Разная принадлежность (46)
- Сахалинское пароходство (5)
- Северное пароходство (11)
- Советское Дунайское пароходство (2)
- Черноморское пароходство (29)
- Эстонское пароходство (3)
Мы в друзьях
Даты
-
25 августа 1928 года
Ледокол «Красин», возвращаясь после спасения экспедиции Нобиле, в районе Шпицбергена спас пассажирский пароход «Монте-Сервантес», получивший пробоину от столкновения со льдиной. Командовал спасательной операцией старший помощник капитана П. А. Пономарев, за что был награжден грамотой международного общества «За спасение на водах».
Немного истории
-
Нефтепароход Вайса
Название это звучит непривычно, ибо нефтепароходов не существует. Но около восьмидесяти лет назад такое судно построила в Цюрихе фирма Эшера Вайса. Это был баркас с паровым двигателем, в котором вместо воды применялась нефть. Конструкторы решили использовать нефть, так как она испаряется быстрее воды и, следовательно, потребуется меньше горючего. По подсчетам инженеров, их судно должно было стать самым экономичным, но оно не оправдало надежд судостроителей. Нефть в двигателях удалось использовать, по уже не в паровых, а в двигателях внутреннего сгорания.
Плавание на "Йоа"
- Подробности
- Категория: История
Поиски Северо-Западного прохода начались в конце шестнадцатого столетия. Экспедиции начинали свои плавания и с Востока, и с Запада. Многие из них, как экспедиция Джона Франклина, кончались трагически. Русские моряки О. Коцебу, М. Васильев и Г. Шишмарев также предпринимали попытки форсировать, проход с Запада.
Человеком, впервые прошедшим Северо-Западный проход, стал Р. Амундсен. Он поставил перед собой задачу не только пройти этим проходом, но и провести по широкой программе разносторонние научные наблюдения и прежде всего изучить особенности земного магнетизма вблизи магнитного полюса Северного полушария.
По плану Амундсена экспедиция должна была использовать небольшой корабль с минимальным числом участников и искать проход не в высоких широтах, а значительно южнее. Для экспедиции приобрели небольшое рыболовное парусно-моторное судно «Йоа» водоизмещением 47 тонн с двигателем мощностью 13,5 лошадиной силы.
Средства на снаряжение экспедиции добывались с трудом. И вот когда все было готово к плаванию, самый крупный кредитор дал 24 часа сроку для внесения долга, грозя наложить арест на судно и посадить Амундсена в тюрьму. А это означало гибель трудов целого года. В этих условиях Амундсен решился на единственный шаг: в ночь на 17 июня 1903 года «Йоа» тихо снялась со швартовов и вышла в море.
В состав экспедиции Амундсен подобрал мастеров на все руки: помощник начальника экспедиции Г. Хансен был астрономом, геологом и фотографом, кок А. Линдстрем специалист по сбору зоологических коллекций. Подстать им были и другие.
В конце июня, используя попутным ветер, «Йоа» пришла в Годхавн (Гренландия), где приняли 20 собак и после короткой стоянки двинулись дальше через залив Мелвилла, проливом Ланкастер и далее проливом Пиля вошли в неизвестные воды. В пути экспедиция три раза попадала в очень тяжелое положение. В одном случае сели на риф и чуть не потеряли руль. В другом — начался пожар в машинном отделении. В третьем — во время жестокого шторма судно чуть не выбросило на берег.
В начале сентября экспедиция стала на зимовку в идеальной бухточке острова Кинг-Вильем, названной бухтой «Йоа». Стоянка эта затянулась вопреки плану и ожиданиям на два года.
Для научных наблюдений на берегу создали базу. Наблюдения показали, что магнитный полюс находился примерно в 90 милях от бухты «Йоа». Непрерывно действовали саморегистрирующие магнитные приборы. Регулярно велись астрономические и метеорологические наблюдения. Охотники экспедиции добывали оленей, дичь, тюленей. Соблюдался строгий распорядок дня. Разумная работа и своевременный отдых поддерживали бодрое настроение и здоровье.
В конце октября к зимовке «Йоа» прикочевали эскимосы и построили свои иглу. Быстро установились добрососедские отношения. Длительные наблюдения позволили Амундсену создать доброжелательное объективное описание жизни этого маленького трудолюбивого народа.
С марта участники экспедиции совершили несколько санных походов к магнитному полюсу, где провели тщательные магнитные наблюдения. Незаметно подошло лето. Лед в бухте не вскрылся. Экспедиция осталась на вторую зимовку. Вторая зима прошла благополучно. Велся цикл научных наблюдений, совершались санные экспедиции. Значительный участок белого пятна Канадского архипелага лег на карту.
В конце июля следующего года «Йоа» смогла покинуть свою двухлетнюю стоянку и двинуться дальше на запад. Целых три недели судно шло совершенно неизвестным районом. Путь его лежал через узкие и мелководные проливы. В конце августа впереди по курсу обнаружили парус, а затем и очертания китобойного судна. «Этим был положен конец всем сомнениям относительно удачного завершения нашей экспедиции. Победа была за нами!» — записал в дневнике Амундсен.
Дальнейшее движение на запад преграждали льды, и «Йоа» стала на третью зимовку у острова Гершеля. Зимовка оказалась спокойной. По соседству находилось несколько китобоев. Ничто не нарушало установившегося режима научных и хозяйственных работ, и Амундсен в конце октября решил «сбегать» вместе с почтой, отправлявшейся от Гершеля в форт Юкон за 700 километров. Но в форте Юкон телеграфа не оказалось и ему пришлось пройти еще около 400 километров до Игл-Сити. В середине марта Амундсен вернулся на «Йоа». В конце зимы простудился и умер самый молодой участник экспедиции Г. Вик, это была тяжелая потеря для дружного коллектива. В середине июля льды позволили продолжить путь. «Йоа» миновала мыс Барроу, вышла в Берингов пролив, зашла в Ном, а оттуда в Сан-Франциско.
«Я подарил этому городу «Йоа» на память о завоевании Северо-Западного прохода. Она до сих пор стоит в парке «Золотых ворот» — пишет Амундсен.
Экспедиция привезла в Норвегию геологические, зоологические и этнографические коллекции, данные метеорологических наблюдений. Материалы магнитных наблюдений были столь обширны, что ученые обрабатывали их около двадцати лет.