Разделы
- Азовское пароходство (2)
- Балтийское пароходство (13)
- Дальневосточное пароходство (7)
- Камчатское пароходство (1)
- Каспийское пароходство (4)
- Латвийское пароходство (8)
- Литовское пароходство (3)
- Мурманское пароходство (9)
- Новороссийское пароходство (6)
- Одесское пароходство (5)
- Приморское пароходство (1)
- Разная принадлежность (46)
- Сахалинское пароходство (5)
- Северное пароходство (11)
- Советское Дунайское пароходство (2)
- Черноморское пароходство (29)
- Эстонское пароходство (3)
Мы в друзьях
Даты
-
8 августа 1803 года
Началась первая русская кругосветная экспедиция на шлюпах «Нева» и «Надежда» под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Это кругосветное плавание дало большие научные и практические результаты. В северо-западной части Тихого океана были сделаны многочисленные измерения и проведены астрономические и метеорологические наблюдения.
Кроме того, были собраны ботанические, зоологические и этнографические коллекции. Крузенштерн написал труды: «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева» и «К гидрографии Великого океана».
Немного истории
-
О постройке порта
Год 1894-й
«Морской порт предполагается построить глубиною в 20 футов, в 20 верстах от Таганрога, против селения Дмитриада, и соединить его рельсовым путем длиною в 20 вер. с таганрогской станцией юго-восточной железной дороги. На пристани будут построены, между рельсовыми путями, обширные пакгаузы, элеваторы, механические приспособления для быстрой нагрузки товаров на суда. Тут же предполагается построить необходимые здания для правительственных учреждений, для рабочих и проч. Водное пространство порта между маяками и длина пристани соображены не только с тем числом судов, которое приходит к таганрогскому рейду в настоящее время, но и с дальнейшим развитием отпускной торговли. Кроме
того, предполагаемое общество принимает на свой счет работы по углублению керчинского пролива до 20-футовой глубины и обязывается поддерживать эту глубину во все время концессии по предприятию постройки Таганрогского порта».
Антарктическая трагедия
- Подробности
- Категория: История
- Автор: Ю. Шереметьев
Этот поход к Южному полюсу выдвинул Роберта Фолкона Скотта в один ряд с такими выдающимися путешественниками начала XX века, как Георгий Седов, Владимир Русанов. Судьба Скотта очень сходна с их судьбами: он отдал свою жизнь ради науки, ради открытия и познания Земли. Доблестный капитан Скотт достиг Южного полюса и умер после того, как исчерпал до конца все человеческие возможности.
Первую попытку покорить Южный полюс Р. Скотт предпринял в 1902 году. Эта попытка окончилась неудачей: пурга, холод и голод заставили повернуть назад. Мужественный и преданный делу путешественник не отступил и начал готовиться к повторной попытке помериться силами с коварной Антарктидой.
Вторая экспедиция готовилась весьма тщательно. Люди подбирались смелые, физически и духовно крепкие, настроенные по-боевому. В их числе были два наших соотечественника — каюр Дмитрий Горев и конюх Антон Омельченко. Они доставили собак и лошадей в Новую Зеландию на борт экспедиционного судна «Терра-Нова». Это были общительные, работящие люди, заслуживающие не одну похвалу Р. Скотта.
Большие надежды возлагал Р. Скотт на лошадей и моторные гусеничные сани. Но первый опыт применения тех и других в качестве основных средств передвижения в условиях Антарктиды оказался неудачным. Может быть, в выборе этих средств и заключалась трагическая ошибка Р. Скотта?
Внезапное появление в Антарктиде Р. Амундсена не нарушило ритма напряженной подготовки к штурму полюса. «Это сообщение, — писал в дневнике Скотт, — вызвало одну только мысль в моем уме, а именно: всего разумнее и корректнее будет и далее поступать так, как намечено мною...».
Наконец настал день похода. В начале ноября 1911 года экспедиция тронулась в путь. Недолго послужили гусеничные сани, одна за другой выбивались из сил лошади. Получилось так, что к полюсу Скотт и его четверо товарищей шли, впрягаясь в лямки тяжелых саней. Милю за милей изнурительного пути в ледяной пустыне преодолевала отважная пятерка: Р. Скотт, Э. Уилсон, Л. Отс, Г. Боуэрс и Э. Эванс. Короткий отдых в тесной палатке, и снова вперед. А в душе начальника не проходит щемящее чувство: вдруг норвежцы первыми достигнут полюса? Но показывать свое беспокойство нельзя.
Только вперед! Наконец, 16 января 1912 года, после 75-дневного перехода в труднейших условиях, впереди на горизонте появилась черная точка. Что это? Точка эта оказалась флагом, привязанным к полозу от саней. «Норвежцы нас опередили. Они первыми достигли полюса. Ужасное разочарование! Мне больно за моих товарищей... Конец всем нашим мечтам. Печальное будет возвращение», — эти полные горечи строки занес Р. Скотт в свой дневник. Однако мужество не покинуло Р. Скотта и его товарищей. Они не опустили руки. Четыре дня на полюсе они выполняли различные научные наблюдения, а затем двинулись в обратный путь.
Около 1100 километров отделяло отважных исследователей от места встречи со вспомогательной группой и собачьими упряжками. А тяжелые сани с геологическими коллекциями, снаряжением и продовольствием легче не становятся. Много дней продолжался этот изнурительный поход на север. На север, где ждут кров, пища, где они дадут отдых натруженным рукам и ногам, обогреются, расскажут друзьям о выстраданном за слишком долгие месяцы непрерывного тяжелого пути.
И на обратном пути смелые полярники ведут научные поиски, собирают коллекции, проводят наблюдения, хотя времени у них в обрез и они жертвуют им во имя науки.
Трудно с продуктами. На беду керосин в бидонах вытекает. Ни обогреться, ни высушить обувь и одежду. Через месяц пути гибнет Э. Эванс. Еще через месяц — Л. Отс. Их остается трое. Трое людей бредут по бескрайней белой пустыне. 19 марта они останавливаются в каких-то двадцати километрах от спасительного лагеря. Там ждут друзья, там пища, теплая, сухая одежда. Там жизнь! Но жестокая пурга меняет ход событий. Из палатки не выйти, метет и крутит бесноватая мгла. Согреться нечем. Дьявольски болят отмороженные ноги. Пища подходит к концу. А ветер день за днем гудит и гудит, пытается сорвать и унести палатку. Трое не показывают свои страдания друг другу. Но все чувствуют, что обречены. Силы окончательно иссякли! Умирают Э. Уилсон и Г. Боуэрс. Скотт продолжает вести подробный дневник. Вот одна из записей : «Мы ослабели, писать трудно, но я лично не жалею об этом путешествии... Мы шли на риск... Обстоятельства повернулись против нас... Если бы мы остались в живых, то какую бы я поведал повесть о твердости, выносливости и отваге своих товарищей! Мои неровные строки и наши мертвые тела должны поведать эту повесть». А пурга не унимается.
29 марта в дневнике последняя, свидетельствующая о мужестве и высоком звании Человека, полная трагизма запись: «...жаль, но не думаю, чтобы я был в состоянии еще писать. Р. Скотт. Ради бога, не оставьте наших близких».
Их нашли восемь месяцев спустя. Антарктида оказалась жестоким и коварным врагом, не прощающим ошибок. Казалось, она мстила людям за сдернутый покров тайны. Но как бы ни была она жестока и коварна, не в ее силах было уничтожить дневники и письма Р. Скотта. Эти краткие письма родственникам погибших товарищей потрясают. Умиравший Роберт Скотт нашел в себе силы выразить восхищение перед мужеством умерших и сказать последние слова утешения их семьям.
В память о подвиге первопроходцев Антарктиды их товарищи водрузили трехметровый крест из красного дерева с надписью из Теннисона: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».