Разделы
- Азовское пароходство (2)
- Балтийское пароходство (13)
- Дальневосточное пароходство (7)
- Камчатское пароходство (1)
- Каспийское пароходство (4)
- Латвийское пароходство (8)
- Литовское пароходство (3)
- Мурманское пароходство (9)
- Новороссийское пароходство (6)
- Одесское пароходство (5)
- Приморское пароходство (1)
- Разная принадлежность (46)
- Сахалинское пароходство (5)
- Северное пароходство (11)
- Советское Дунайское пароходство (2)
- Черноморское пароходство (29)
- Эстонское пароходство (3)
Мы в друзьях
Немного истории
-
Отечественное судостроение
1887 год
Министерство финансов изыскивает теперь средства к созданию у нас торгового флота. Ввиду того, что дороговизна постройки морских судов в России имеет последствием то, что многие из заказов казенных и частных судов делаются за границей, предполагается установить особые премии для русских судостроительных заводов. Принимая во внимание, что введенный в 1882 году покровительственный тариф до сих пор весьма мало подвинул у нас судостроение, в министерстве финансов разработан недавно особый проект о выдаче ссуд под залог как морских, так и речных пароходов, в видах содействия судостроению.
Херсонское мореходное
- Подробности
- Категория: Морские организации
Журнал "Морской Флот" №10 1974 год
Возникновение училища тесно связано с историей города Херсона, где в 1779 году начали строиться корабли Черноморского флота. Наряду с военным судостроением с 1806 года при местном Адмиралтействе организуется купеческая верфь. Город на Днепре развивался и как торговый порт, которому с 1782 года были даны права вольной торговли.
Победы эскадры адмирала Ф. Ф. Ушакова на Черном и Средиземном морях, развитие купеческого судостроения и коммерческого мореплавания вызывали необходимость подготовки русских шкиперов и штурманов на купеческие суда.
После многочисленных ходатайств 7 февраля 1834 года было «высочайше» утверждено Положение о Херсонском училище торгового мореплавания, а 1 октября того же года оно открылось в трех зданиях упраздненного Адмиралтейства.
Открытие училища было важным событием для юга России. По положению кандидатов для поступления в училище отбирали городские Думы портовых городов Новороссийского края и Бессарабии: из Херсона, Одессы и Таганрога по четыре; из Николаева три; из Феодосии и Измаила по два; из Ростова, Керчи, Евпатории, Рени и Аккермана по одному. Условия отбора были четко оговорены: «Кандидаты, удостаиваемые к приему, должны быть крепкого телосложения без всяких телесных недостатков и доброй нравственности, умеющие исправно писать и читать по-русски и знающие четыре основных правила арифметики».
После Крымской войны торговое судоходство на Черном море пришло в упадок. Если вначале училище было на казенном содержании, то к этому времени оно существовало за счет частных пожертвований и денежных штрафов, взимаемых с судохозяев, чьи суда отходили из портов Херсон, Одесса и Николаев без воспитанников училища на борту. Поэтому училище испытывало значительные материальные трудности. Этнограф А. Ф. Афанасьев, посетивший Херсон в 1859 году, писал об училище: «Несмотря на скудость содержания училище добросовестно исполняет свое назначение. Заведение это выпустило много достойных молодых людей, которые любят свое дело и, сколько я слышал от знающих моряков, прекрасно выполняют свои обязанности».
Гражданские достоинства выпускников училища отмечал и Т. Г. Шевченко. Поэт участвовал в двухлетней морской экспедиции при исследовании Аральского моря, дружил с молодым флотским офицером А. И. Бутаковым и от моряков слышал восторженные отзывы о Херсонском училище торгового мореплавания. В письме к брату 10 сентября 1869 года он писал: «Пишешь, что тебя не было дома, что ты хлопцев возил в Херсон. Хорошо сделал еси! Да только определил ли ты их в училище торгового мореплавания? Если определил, то молись богу и ложись спать. Из хлопцев люди будут...».