Developed by Ext-Joom.com

О держащей силе якоря

Одним из наиболее ответственных устройств на судне является якорное. Оно играет решающую роль при стоянках у берега, швартовке, маневрировании и т. п. В настоящее время известно около 150 различных конструкций якорей, предназначенных для морских судов.

Как известно, вес якоря является одним из важнейших компонентов, влияющих на держащую силу. Другой компонент — вязкость грунта, т. е. сила сцепления его частиц. Однако решающую роль в формировании держащей силы якоря играет его форма. Она влияет также и на величину дрейфа,

Рис. 1Рис. 1

т. е. на расстояние, которое «проползет» по дну якорь до того момента, когда он «заберет». Якорь старого, адмиралтейского типа «забирает» сразу после отдачи, так как его шток хорошо

Рис. 2Рис. 2

стабилизирует нижнюю лапу в плоскости, перпендикулярной поверхности дна. На рис. 1 видно, что дрейф этого якоря невелик. Держащая сила адмиралтейского якоря превышает его вес в зависимости от качества грунта в 3—6 раз.

Рис. 3Рис. 3

Однако он не находит применения на современных судах вследствие громоздкости и неудобства уборки. На мелководье верхняя лапа такого якооя. выступающая над поверхностью дна, может повредить корпус судна.

Рис. 4Рис. 4

Несмотря на хорошую стабилизацию нижней лапы якоря, его держащая сила сравнительно невелика из-за малой площади сопротивления лапы, находящейся в грунте.

Якоря без штока (типа Холла) удобны в работе, хорошо втягиваются в шлюз и крепятся. Они не представляют угрозы, так как у них нет выступающих над дном частей.

Рис. 5Рис. 5

Однако они имеют незначительную держащую силу, превышающую их собственный вес всего лишь в 2—4 раза, что является

Рис. 6Рис. 6

серьезным недостатком. Подрывная сила, т. е. сила, необходимая для отрыва от грунта «забравшего» якоря, при выбирании якорь-цепи составляет около 40% держащей силы. После падения на грунт якорь этого типа может дрейфовать (рис. 2), пока его лапы не войдут прочно в грунт. Если одна из лап зарывается больше, чем другая, из-за разности их сопротивлений якорь начнет разворачиваться вокруг оси веретена, выходя из грунта (рис. 3). Причем эта разница увеличивается с увеличением силы натяжения якорь-цепи. По приведенным рисункам можно судить также о влиянии вязкости грунта на держащую силу. Фактически якорь при дрейфе увлекает за собой часть грунта, связанную с остальным грунтом силой сцепления, т. е. вязкостью. Чем больше масса, увлекаемая якорем, тем больше его держащая сила.

Третий по форме — якорь со стабилизирующим штоком или стабилизирующими приливами в нижней части. Наиболее характерны для этого типа якоря «Дельта» (рис. 4, 5). Они отличаются большой держащей силой, превосходящей в 15 раз собственный вес. В связи с этим они сравнительно легки и имеют незначительный дрейф. Большая держащая сила объясняется большой площадью сопротивления единственной лапы якоря, которая надежно стабилизирована в нижнем положении перпендикулярно поверхности грунта. Эта стабилизация обеспечивается штоком или стабилизирующими приливами. Масса грунта, увлекаемая таким типом якоря, больше, чем любым другим с одинаковым весом. Подрывная сила якоря типа «Дельта» равна около 22% собственного веса. К его недостаткам относится необходимость специального гнезда для крепления по-походному. Якоря типа «Дельта» нашли применение на землесосах, лихтерах.

Сравнение держащей силы якорей дано на графике (рис. 6): 1    — бесштоковый, 2 — адмиралтейский, 3 — со стабилизирующим штоком.

В настоящее время на подавляющем большинстве наших судов используются якоря типа Холла, конструкция которых не изменялась десятки лет. Прогресс судостроения, к сожалению, почти не коснулся конструкции якорей. Разработка новых типов якорей может значительно снизить их вес и увеличить держащую силу, что улучшит эксплуатацию судов и увеличит безопасность мореплавания.

Яндекс.Метрика