Разделы
- Азовское пароходство (2)
- Балтийское пароходство (13)
- Дальневосточное пароходство (7)
- Камчатское пароходство (1)
- Каспийское пароходство (4)
- Латвийское пароходство (8)
- Литовское пароходство (3)
- Мурманское пароходство (9)
- Новороссийское пароходство (6)
- Одесское пароходство (5)
- Приморское пароходство (1)
- Разная принадлежность (46)
- Сахалинское пароходство (5)
- Северное пароходство (11)
- Советское Дунайское пароходство (2)
- Черноморское пароходство (29)
- Эстонское пароходство (3)
Мы в друзьях
Даты
-
11 апреля 1933 года
В Ленинграде открылся I Всесоюзный географический съезд. Съезд сыграл важную роль в развитии советской географической науки.
Немного истории
-
Открытие купца Бритнева
Первое судно, специально предназначенное для плавания во льдах, называлось «Фрам» («Вперед»). Оно было построено в 1893 году по замыслу полярного исследователя норвежца Фритьофа Нансена.
«Фрам» выдерживал плавание во льдах благодаря тому, что борта судна были выпуклыми. При сдавливании оно выжималось на лед.
Однако чтобы не только дрейфовать, но и продвигаться во льдах в нужном направлении, этого недостаточно. Первая попытка приспособить судно для плавания во льдах, создать ледокол, была сделана в 1864 году в Петербурге.
М. О. Бритнев, владелец нескольких пароходов, решил приспособить их для бесперебойного сообщения с Кронштадтом в зимний период, Для этого он переделал корпус одного из судов таким образом, чтобы нос повисал надо льдом. Это позволило пароходу при движении как бы влезать на лед и ломать его своей тяжестью, Эксперимент оказался успешным, и вскоре об изобретении Бритнева заговорила печать за рубежом.
Зимой 1871 года в Германии замерзла река Эльба, важная транспортная артерия Гамбурга. И тогда немецкие пароходчики решили позаимствовать опыт русского купца-судовладельца. Срочно был командирован инженер, который вступил с Бритневым в переговоры и за 300 рублей приобрел чертежи первого из переделанных купцом пароходов «Пайлот». На основе этих чертежей в Гамбурге вскоре было построено судно, которому дали название «Eisbrecher-1». С тех пор форма ледокольного носа, изобретенная русским пароходчиком, утвердилась во всем мире.
Каким должно быть название судна
- Подробности
- Категория: Статьи
- Автор: И. Безрученко, инженер Черноморского пароходства
Как назвать новое судно? Каким именем? Именем реки, горы, города или именем человека? Вопрос, казалось бы, элементарный. К сожалению, практика показывает, что этому не уделяется достаточного внимания. А это один из важнейших вопросов воспитательного и морального характера, проблема не столь маловажная, как кажется на первый взгляд, и которая, по-моему мнению, разрешается порой формально, без души и, я бы сказал, без надлежащего порядка.
Судите сами. Строится серия сухогрузных судов проекта № 1562 Ленинградского судостроительного завода имени А. Жданова.
Первое судно серии называют «Пятидесятилетие комсомола». Естественно, что ожидается продолжение комсомольской линии и в последующих названиях, но остальные суда почему-то получают названия по профессиям и почему-то донецкой области: «Донецкий шахтер», «Донецкий металлург», «Донецкий химик». Есть, правда, и «Донецкий комсомолец». Таким образом, серия получилась не с единым отличительным корнем в названиях судов. Увы, так было и с серией судов, названия которых соответствовали городам СССР, начинающимся на определенную букву. Например, новые суда серии «Славянск», «Сочи» или типа «Муром», несмотря на определенный смысл единой начальной буквы, начали получать имена писателей, академиков. А серия судов типа «Пула», за исключением головного, состоит из имен писателей. Таким образом, по названиям с именами писателей нельзя отличить одну серию судов от другой. Система и логика отсутствуют.
С каждым днем увеличивается число судов советского морского флота. Все новые и новые названия появляются в книге Регистра СССР.
Моряки с любовью и гордостью называют имя своего судна. Здесь имена революционеров н ученых, моряков и космонавтов, героев войны и труда, заслуженных рабочих и поэтов. О дорогих советским людям местах нашей Родины напоминают на бортах судов названия городов, рек и озер.
Но некоторые названия неудачны, трудно произносимы или громоздки. Порой нарушается единый принцип наименования серии судов.
Проблема наименования судов глубоко волнует моряков, о чем свидетельствуют поступающие в журнал письма. Два таких письма мы публикуем в этом номере. И сейчас приходится долго ломать голову, к какой серии относится, к примеру, теплоход «Александр Блок» — к серии типа «Пула» или к серии типа «Муром», то ли к серии писателей вообще.
С другой стороны, судно иногда получает прекрасное по смыслу имя, но состоящее из нескольких слов и вряд ли подходящее для написания на борту судна.
А что сказать о названиях, сочетающих в себе название городов или рек с «лесом». Не говоря о бессмыслице («Тайгалес», «Вытегралес»), создается просто затруднение в произношении таких словосочетаний, как « Архангельсклес», «Бобруйсклес» и т. п.
Несмотря на большое количество судов, пополняющих ежегодно отечественный флот, всем им можно подбирать хорошие названия, и это необходимо.