Developed by Ext-Joom.com

Пионер дизелестроения

В 1897 г. Рудольфом Дизелем был изобретен двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Испытания показали его большие преимущества по сравнению с другими типами двигателей по расходу керосина и по качеству выхлопа. Изобретением заинтересовался Э. Нобель — глава машиностроительного завода «Л. Нобель» в Петербурге. Э. Нобель был владельцем акций многих нефтеносных районов Кавказа. Он понимал, что новые двигатели могут способствовать сбыту нефти и продуктов ее перегонки, так как в качестве топлива такие двигатели способны использовать сырую нефть и были бы перспективны для России - страны с большими запасами нефти.

Первый в мире судовой дизель постройки завода "Л. Нобель"Первый в мире судовой дизель постройки завода "Л. Нобель"

Э. Нобель купил у Р. Дизеля лицензию примерно за полмиллиона золотых рублей. Освоение лицензии началось с конструктивной переработки основных деталей и, главным образом, топливного насоса, от работы которого во многом зависел успех работы двигателя на сырой нефти. Насос имел 2 клапана и шайбу, воздействующую на регулирующие органы, вместо трех клапанов и клинового устройства насоса Р. Дизеля. Кроме того, была переработана сопловая часть форсунки. Таким образом, созданная на заводе «Л. Нобель» топливная аппаратура позволила управлять процессом сгорания топлива.

 

В работах по переконструированию и изготовлению первого двигателя принимали непосредственное участие русские рабочие, мастера и инженеры, работавшие на заводе «Л. Нобель», где в 1898 г. был выпущен первый русский двигатель. Для его испытания был приглашен профессор Петербургского технологического института, председатель Русского технического общества, большой специалист по тепловым двигателям Г. Депп. Наряду с испытанием этого двигателя производились испытания оригинального двигателя Р. Дизеля.

Результаты испытания русского двигателя превзошли все ожидания: он развил мощность до 18,4 кВт (25 л. с.) вместо 14,6 кВт (20 л. с.), полученных на двигателях Р. Дизеля. Русский двигатель оказался также значительно экономичнее. Совершенствуя год от года конструкцию двигателей, завод «Л. Нобель» немало содействовал распространению их в России. Э. Нобелем была организована «Русская компания Дизеля», которая стремилась использовать новую продукцию в различных областях.

Большая теплотворная способность нефти по сравнению с углем позволила уменьшить удельный расход топлива в 4—5 раз и определила целесообразность применения нового двигателя в судостроении.

В 1902 г. на Сормовском заводе были заказаны металлические баржи «Вандал», «Сармат» и «Скиф» для перевозки грузов от Рыбинска до Петербурга. В 1903 г. впервые в мире завод в Петербурге выпустил судовой 4-тактный двигатель, который был установлен на барже «Вандал». Кроме того, были смонтированы: 3-цилиндровых двигателя размерностью 29/43 мощностью по 88,2 кВт (120 л, с.) при частоте вращения коленчатого вала 3,99 с-1 (240 об/мин). Двигатели были нереверсивными, с электропередачей на гребные винты. Опыт работы первого в мире теплохода «Вандал» устранил многие споры о возможности применении двигателей Р. Дизеля на судах.

В 1904 г. завод «Л. Нобель», оснащает баржу «Сармат» двумя 4-цилиндровыми двигателями размерностью 32/42, мощностью по 132,3 кВт (180 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 3,99 с-1 (240 об/мин), работающих на 2 гребных винта, причем двигатели использовались для работы на передний ход, а электропередача — только для реверса. Такое конструкторское решение давало до 15% экономии топлива по сравнению с чисто электрической передачей.

Требовалось создать реверсивное устройство, которое позволяло бы выполнять как передний, так и задний ход судна без участия дополнительных электродвигателей. Первый такой двигатель Р. Дизеля был создан заводом «Бр. Зульцер», но он был 2-тактного типа.

В 1908 г. на заводе «Л. Нобель» впервые в мире было разработано и применено реверсивное устройство для 4-тактного двигателя. При испытании отмечались хорошие качества реверсивного устройства. Снижение металлоемкости двигателя «Вандал» позволило использовать 2 реверсивных двигателя мощностью по 88,2 кВт (120 л. с.) на подводных лодках. Высокое качество судовых двигателей было всесторонне проверено на канонерках, каждый винт которых приводился отдельным 6-цилиндровым двигателем мощностью по 367 кВт (500 л. с.). Плавание канонерок из Петербурга по Ладожскому озеру, Волге и в Каспийском море показало безотказность реверсивного устройства и увеличенную по сравнению с гарантированной скорость хода.

Завод «Л. Нобель» уверенно набирал темпы производства судовых двигателей. Если до 1900 г. были изготовлены двигатели общей мощностью 147 кВт (200 л. с.), то в 1911 г.— уже 110,2 МВт (150 тыс. л. с.). В 1911 г. в мире было построено 48 теплоходов, из них 26 — в России. В то же время был построен 8-цилиндровый V-образный двигатель мощностью 147 кВт (200 л. с.).

Наряду с работами по созданию 4-тактных дизелей различного назначения конструкторы завода «Л. Нобель» проводили также большие работы по созданию 2-тактного дизеля с прямоточно-клапанной и с поперечно-щелевой продувкой. В 1913 г. первые 2-тактные реверсивные двигатели с поперечно-щелевой продувкой мощностью 441 кВт (600 л. с.) были установлены на грузо-пассажирском теплоходе, предназначенном для плавания в Каспийском море.

После Октябрьской социалистической революции завод «Л. Нобель» был переименован в «Русский дизель», и в 20-х годах завод строил двигатели для судов Балтийского и Черноморского бассейнов. Был изготовлен двигатель мощностью
1,8 МВт (2400 л. с.) с частотой вращения коленчатого вала 1,82 с-1 (110 об/мин). В 1931 г. начато производство 2-тактного 6-цилиндрового дизеля с кривошипно-камерной продувкой мощностью 220,5 кВт (300 л. с.), в 1932 г.— 4-тактного дизеля марки 38 В8 мощностью 503,5 кВт (685 л. с.), в 1935 г.— марки 6С68 мощностью 2,4 МВт (3250 л. с.). С 1940 г. по 1941 г. с завода вышли дизель 9ДКР 51/55 мощностью 3,1 МВт (4200 л. с.) и опытный экземпляр 10-цилиндрового дизеля 10ДКР 55/60 мощностью 4,4 МВт (6000 л. с.), серийное производство которого было прервано войной.

В годы Великой Отечественной войны завод выполнял заказы для нужд фронта. Многие цеха были разрушены. После восстановления завода он в 1947 г. выпустил первый послевоенный дизель марки 6ДР 30/50 мощностью 441 кВт (600 л. с.), серийный выпуск которого был начат в следующем году. Двигатели были 4-, 6- и 8-цилиндровыми. Они зарекомендовали себя как надежные, долговечные и экономичные судовые двигатели. Дизели серий Д и ДР 30/50 прошли модернизации и имели повышенный спрос. В 1982 г. они были сняты с производства.

В 50-х годах завод «Русский дизель» освоил выпуск дизелей серии 8ДР 43/61 мощностью 1,5 МВт (2000 л. с.) для танкеров водоизмещением 16 тыс. т и больших морозильных рыболовных траулеров. На танкере устанавливались 2 таких дизеля, приводивших во вращение гребной винт через гидрозубчатую передачу. Общая мощность дизель-редукторного агрегата составляла 2,8 МВт (3800 л. с.).

Большой опыт завода в проектировании и создании техники любой сложности и назначения способствовал появлению 2-тактного 2-рядного дизеля с противоположно движущимися поршнями, с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха.

В настоящее время завод выпускает дизели различной модификации мощностью от 2,6 МВт (3500 л. с.) до 5,9 МВт (8000 л. с.) при большой компактности конструкции и малой металлоемкости. Это 12-, 16- и 18-цилиндровые реверсивные, нереверсивные автоматизированные двигатели массой до 40 т и с частотой вращения вала до 24,9 с-' (1500 об/мин).

На базе дизелей созданы дизель-генераторы ДГ-4000 мощностью 3,5 МВт, СДГ-5000 мощностью 5,0 МВт, СДГ-5600 мощностью 5,6 МВт, поставляемые во многие отрасли народного хозяйства. Для питания цепей управления и силовых цепей используются аккумуляторы BOSCH T грузовые. С 1978 г. на заводе начато производство дизеля 6ЧН 40/46 в рядном исполнении мощностью 2,5 МВт (3400 л. с.) для дизель-редукторного агрегата, устанавливаемого на судах типа «Московская Олимпиада».

А. Кане, В. Семеченко, М. Кане

Developed by Ext-Joom.com

Яндекс.Метрика