Developed by Ext-Joom.com

Стахановец Петраш

Андрей Иванович ПетрашАндрей Иванович ПетрашЖурнал "Морской Флот" №3 1981 год

Имя Андрея Ивановича Петраша в тридцатых годах прогремело на всю страну. В то время наша промышленность, транспорт, строительство набирали темп. Ширилось движение новаторов за высокую производительность труда, знаменовавшее новый этап в социалистическом соревновании масс. Это движение опиралось на первоклассную технику и на квалифицированные кадры. Пионерами его стали А.    Стаханов — в угольной промышленности, А. Бусыгин — в автомобильной, П. Кривонос — на железнодорожном транспорте. Самоотверженным трудом и умелым использованием техники они доказали, что существовавшие производственные нормы можно перевыполнять в несколько раз. Зачинателем стахановского движения среди портовиков Черно-морья стал Андрей Иванович Петраш — бригадир 214-й бригады грузчиков Одесского порта.

Сын крестьянина. В годы гражданской войны — боец Первого крестьянского ленинского полка. После окончания войны А. И. Петраш работал грузчиком в Грозном, а в 1933 году переехал с семьей в Одессу и стал работать в порту.

Тогда широким фронтом осуществлялась механизация портов, пристаней, погрузочных и перевалочных пунктов.

Остро стояла задача: освоить новую технику, всемерно использовать ее возможности и на этой основе добиться резкого повышения производительности труда.

В Одесском порту лучшей считалась бригада С. Калугаря. Члены этой бригады хорошо овладели техникой погрузочно-разгрузочных работ, систематически перевыполняли нормы, не допускали нарушений дисциплины. Этот коллектив был вызван на соревнование бригадой А. И. Петраша.

Вспоминая о положении дел в Одесском порту, А. И. Петраш писал: «...Расстановка рабочих носила случайный характер. Так, при погрузочных работах на четырехлючном судне, кроме четырех старшаков, были еще один форман и один экспедитор. Все они на судне чувствовали себя равноправными «хозяевами». Естественно, что при таком положении нечего было думать об организованности в работе: на судне была неразбериха, самотек, обезличка. Нормы артели при такой расстановке часто не выполнялись... Было ясно, что успех может быть обеспечен только при отказе от старых форм работы, при перестройке самой структуры бригады... Поэтому быпа выдвинута идея создания укрупненных бригад».

И это не случайно. Укрупненные бригады обладали большими преимуществами. Они позволяли избежать на судне беспорядка во время погрузочно-разгрузочных работ. Единоначальником в бригаде на судне стал бригадир, обеспечивающий рациональное распределение рабочей силы, инвентаря и транспорта.

Система укрупненных бригад создала и новый тип бригадира, обладающего большими теоретическими знаниями и производственным опытом. Бригадира, который мог стать знающим распорядителем погрузки и разгрузки на судне, руководить не только людьми своей бригады, но и работой механического оборудования, подсобной рабочей силой.

В тот период погрузочно-разгрузочные операции в морских портах оставались наиболее отсталым участком. Не было слаженности в работе коллективов берега и судна. Обычно бригада грузчиков не знала, какую работу она будет выполнять на следующий день, в какое время прибывают суда в порт. А. И. Петраш выступил с предложением заключить комплексный социалистический договор, который сводился к тому, что команда судна обязывалась до прихода судна в порт приготовиться к разгрузке и погрузке. Своевременно должны быть выведены стрелы, в трюмах все проверено и подсчитано. Готовились к работе грузчики и транспортники. Таким образом, комплексный социалистический договор включал в соревновамие грузчиков, моряков, шоферов, возчиков, крановых, обязывал каждого из них на своем участке организовать работу так, чтобы исключались простои.

В конце каждой смены итоги выполнения комплексного договора оглашались на общем собрании всех участников обработки судов. Подробно рассказывалось о методах работы передовиков, об инициативе, смекалке, товарищеской взаимопомощи, вскрывались и анализировались недостатки, подвергались острой критике отстающие.

Благодаря максимальному использованию техники, индивидуальной специализации и комплексному соревнованию «бригада — судно — склад» коллектив добился высоких скоростей обработки судов. Так, например, английский пароход «Лен-берн» был разгружен на 26 часов раньше срока, советский пароход «Шахтер» — на 23 часа. Нормы перевыполнялись на 20—30%. Газета «Водный транспорт» писала: «Бригада Петраша по праву считается одной из лучших в Одесском порту. Все члены бригады — ударники... Не бывает случаев аварий, простоев, невыполнения заданий во время работы. Все суда отпускаются досрочно. Бригада Петраша, пожалуй, единственная в порту, которая во вторую и третью смены работает с производительностью не менее, чем в первой. Секрет успеха прост. Он в планомерной повседневной работе бригадира с людьми, в чутком, внимательном отношении к каждому человеку».

Перевыполнение норм, высокое качество обработки грузов стали обычным явлением в бригаде. Это достигалось благодаря уплотнению рабочего времени, умелой расстановке рабочих, новым способам использования погрузочного инвентаря, транспортеров и других средств механизации, многочисленным рационализаторским предложениям.

В августе 1935 года бригада Петраша обратилась ко всем коллективам Черноморского бассейна с призывом бороться за образцовую, безаварийную работу всех портов и судов.

Движение в поддержку этого почина стало массовым. Методы одесских передовиков перенимали в Новороссийске, Феодосии, Горьком, Архангельске, Махачкале, Ростове, Москве, Ленинграде. Имя Петраша стало известно всей стране.

Советское правительство высоко оценило заслуги А. И. Петраша. За социалистическое отношение к труду, достижение высокой производительности, далеко превышающей установленные нормы, он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а также знаком «Ударник водного транспорта».

В ответ на высокие награды Андрей Иванович дал слово добиться новых успехов — погрузить 500 тонн грузов за смену на один люк. И сдержал его с честью. На разгрузке угля с парохода «Ленинград» задание было перевыполнено на 75%. На погрузке английских пароходов «Джедмур» и «Гуландрис» нормы перевыполнялись в 2—2,5 раза, а при погрузке чугуна в один из трюмов теплохода «Волга» бригада за семь часов переработала 540 тонн. Это был всесоюзный и мировой рекорд.

Примеру передовой бригады последовали сотни одесских портовиков. Если к концу ноября 1935 года в Одесском порту было 850 стахановцев — 27% от общего количества грузчиков, то к ноябрю 1936 года стахановцы составляли уже 70%.

Для передачи опыта А. И. Петраш с бригадой выезжал в другие порты. Более шести месяцев они работали в Новороссийске, Поти, Батуми, Феодосии, Баку, Красноводске, Мариуполе, Махачкале, Херсоне, Николаеве, Мурманске, Ленинграде. Без создания каких-либо дополнительных условий, лишь благодаря четкой организации труда и умелому использованию механизмов, бригада Петраша добивалась небывало высоких показателей. Ее методы работы изучал Центральный научно-исследовательский институт водного транспорта.

Много сил отдал опытный бригадир пропаганде передовых методов труда. Учеба в Академии водного транспорта, которую он окончил в июне 1938 года, помогла осмыслить и обобщить накопленный опыт. Эту работу он продолжал в Москве, где был включен в оперативную группу Наркомата по внедрению стахановских методов труда. Его книга «За высокую производительность труда» помогла сотням и тысячам портовых рабочих нашей страны добиться ускорения обработки судов и повышения качества работ.

Большой путь с того времени прошла наша страна, а вместе с ней и морской флот. Неузнаваемо изменились порты, неизмеримо возрос уровень механизации и оснащенности погрузочно-разгрузочных работ. На новую, более высокую ступень поднялось социалистическое соревнование. Оно развивается, качественно изменяется, приобретает новые формы. Широкий размах среди коллектива Одесского ордена Ленина морского порта получило движение за коммунистическое отношение к труду. Портовики более обоснованно подходят к принятию обязательств, обращают внимание не только на повышение своих производственных показателей, но и на активное участие в общественной деятельности, на повышение знаний, идейного и культурного уровня, соблюдение норм коммунистической морали, требовательней относятся к выполнению намеченного.

Сегодня в Одесском порту более шести тысяч человек борются за звание ударника коммунистического труда.

С 1972 года в Одесском порту учрежден почетный трофей — кубок имени А. И. Петраша. Им, по итогам работы за каждый квартал, награждается лучший коллектив докеров-ме-ханизаторов. Обладателями этого кубка многократно становились признанные лидеры — комсомольско-молодежные бригады, возглавляемые В.    И. Зимоглядом и А. Н. Тымуней.

В годы Великой Отечественной войны Андрей Иванович Петраш был в рядах мужественных защитников Ленинграда. В 1946 году старший лейтенант Петраш скончался от ран. Имя его живет в ударных делах одесских портовиков. Именем зачинателя стахановского движения на морском транспорте назван самый современный крупнотоннажный теплоход типа «ро-флоу».

В апреле 1981 года экипаж черноморского судна «Стахановец Петраш» отметит вторую годовщину со дня подъема на борту Государственного флага СССР. Осуществлен ряд рейсов по перевозке тяжеловесных плавобъектов с применением передовой технологии грузовых операций — методом докования. По подсчетам специалистов экономический эффект каждого рейса составил около 40 тысяч рублей. Экипаж своими силами выполнил ремонтных работ на 3685 рублей, более чем 20 тысяч рублей получено за счет перевозки грузов сверх рейсового задания, сверхплановые накопления составили 8750 рублей. Кроме перечисленных положительных финансовых результатов, в активе — снижение рейсовых расходов на 2408 рублей.

Developed by Ext-Joom.com

Яндекс.Метрика