Developed by Ext-Joom.com

Этих дней не смолкнет слава...

Журнал "Морской Флот" №5 1975 год.

А. Кухта, С. Петлицын. "Курск"А. Кухта, С. Петлицын. "Курск"Время отодвигает войну все дальше в прошлое, в историю. Люди старшего поколения помнят бомбежки, голод, рыдания солдаток. Помнят промерзшие окопы, пылающие города и беззаветное мужество наших бойцов, грудью заслонивших Родину. Большой вклад в разгром гитлеровских захватчиков внесли моряки транспортного флота на Черном, Балтийском и Баренцевом морях, на Тихом океане и на трудных трассах Северного морского пути, в огневых походах конвоев в Атлантике. История моряков-героев, так же как и судов-героев, становится достоянием музеев, мемуаров и личных воспоминаний ветеранов. О легендарных судьбах людей и кораблей рассказывает серия книжек «Героические корабли», выпускаемая с 1972 г. издательством «Маяк» в Одессе. Уже вышли четыре такие книжки.

Серию открывает написанная А. Кухтой и С. Петлицыным история «Курска», черноморского грузового судна, построенного в 1911 г. «Курск» участвовал в первой мировой войне, прорывал фашистскую блокаду Испании и с первых дней Великой Отечественной войны начал совершать героические рейсы. Авторы пишут о мужестве экипажа «Курска» и об умелом управлении судном в различных, подчас сложнейших условиях.

Вторая книжка (автор М. Божаткнн) посвящена подвигам советских моряков ледокола «А. Микоян» в военные годы. Автор рассказывает, как в самом начале войны в Николаеве судостроители спешно доделывали этот огромный по тем временам линейный ледокол водоизмещением около 11 тыс. т, как комплектовался экипаж, как люди делали все, чтобы спасти судно и пойти на нем в бой.

В трудные дни обороны Одессы вспомогательный крейсер Черноморского флота «А. Микоян» не раз огнем своих орудий помогал действиям наших войск. Затем — участие в героической обороне Севастополя и эвакуация в тыл более тысячи раненых в конце октября 1941 г. Судно не раз попадало в тяжелое положение, но выручали трезвый расчет капитана С. Сергеева, трудовой энтузиазм и смекалка экипажа. Например, в сложных условиях была поставлена на место одна машина, сдвинутая с фундамента при бомбежке, и отцентрована линия вала.

М. Божаткин. "А. Микоян"М. Божаткин. "А. Микоян"И вот — новое задание. Группа танкеров и ледокол идут на прорыв нз Черного в Средиземное море. Как это было? Надпись на стенде музея морского флота СССР гласит: «В конце 1941 — начале 1942 годов ледокол «А. Микоян», танкеры «Сахалин», «Варлаам Аванесов» и «Туапсе», преследуемые фашистскими подлодками, торпедными катерами и самолетами, прорвались из Черного моря мимо итало-германских баз в Эгейском и Средиземном морях и ушли на Дальний Восток. Во время прорыва танкер «Варлаам Аванесов» погиб, а ледокол «А. Микоян» получил более 150 пробоин». А дальше ледокол прошел через Суэцкий канал вокруг Африки в Атлантический океан, через Магелланов пролив— в Тихий океан и оттуда — к родным берегам.

Так, без охранения ледокол совершил кругосветное плавание и прибыл в Баренцево море Северным путем. Это был героический поход, который вошел в историю отечественного флота. В заключение автор рассказывает, как сложилась жизнь моряков после окончания войны.

Следующая книжка — о теплоходе «Кубань». Автор ее Б. Дружаев с большой теплотой повествует об истории постройки судна, ее первом экипаже, героических рейсах в сражающуюся Испанию, о суровых годах войны и мирных судьбах моряков с «Кубани». Вот только одна выдержка из книги.

«Кубань» полным ходом форсировала узкий проход к порту. Необходимо как можно быстрее швартоваться, но места у причала не было. Тогда Шапошников решил стать рядом с потонувшим теплоходом «Ташкент». После недолгих маневров «Кубань» приткнулась к его борту.

—    А теперь за дело, — сказал Шапошников боцману Калинину.

Б. Дружаев. "Кубань"Б. Дружаев. "Кубань"Моряки перекинули сходни на «Ташкент», и работа закипела. Трудились все: штурманы, матросы, мотористы. Нелегко было перетаскивать грузы — ноги скользили по палубе, которая быстро покрывалась льдом. Но каждый знал: промедление смерти подобно. Быстро и организованно покинули судно десантники, бойцы и командиры. Они от души благодарили моряков за помощь. Да и грузов с каждым часом оставалось на судне все меньше и меньше. Однако Шапошников волновался: близился рассвет, над портом наверняка появятся вражеские самолеты. Он смотрел на часы, торопил боцмана. Люди работали не покладая рук, без отдыха.

Вдруг над портом появился фашистский разведчик, потом показалась группа бомбардировщиков. Они с ревом пронеслись над палубой, сбросив осколочные и фугасные бомбы.

—    К пушкам! — крикнул боцман Калинин.

Матросы Чернец и Пуй бросились к орудиям. Моторист Пенкин, матросы братья Руссовы подносили снаряды.

Это был неравный бой. Люди не покидали лебедок, стояли у люков. На своем боевом посту по-прежнему находился Шапошников. Осколки прошивали брезент, которым был обтянут мостик. Большой осколок угодил в судовые часы.

Но вот разгрузку закончили.

— Отдать швартовы! — скомандовал Шапошников».

Э. Ашрафиан, С. Томилов. "Львов"Э. Ашрафиан, С. Томилов. "Львов"Славный боевой путь прошел теплоход «Львов» в годы Великой Отечественной войны. Превращенный в санитарный транспорт, он вывозил раненых бойцов из осажденной Одессы, Севастополя, Керчи, из портов Кавказского побережья, принимал участие в перевозках войск, доставлял боеприпасы и продовольствие. «Львов» совершил 125 героических рейсов в прифронтовые базы, перевез более 30 тысяч раненых воинов н эвакуированных гражданских лиц, доставил на фронт тысячи бойцов, огромное количество боеприпасов и продовольствия. «Львов» был награжден орденом Красного Знамени. С биографией этого героического корабля, его людьми знакомит книжка Э. Ашрафиана и С. Томилова «Львов».

В каждой книжке проходят перед нами мужественные советские люди. Они работают и совершают героические подвиги во имя победы над врагом, во имя справедливости. Мы их видим и в сражающейся Испании и во льдах Арктики, при высадке десанта в Феодосии н на переходе морем под ударами авиации гитлеровцев. Авторы показывают высокие моральные качества и силу духа советских моряков.

Небольшие, с любовью изданные книжки серии «Героические корабли» быстро расходятся и купить их, даже в Одессе, становится трудно, несмотря на увеличение тиражей до 20 тысяч. Это свидетельство неиссякаемого интереса к истории Великой Отечественной войны.

Хорошее нужное дело делает издательство «Маяк». Жаль только, что мало выходит таких книжек. Может быть, вместо одной выпускать две-три в год? Возможности к этому издательство, очевидно, имеет.

Хотелось бы отметить некоторые досадные редакционные огрехи, такие, как «корабль отскочил от причала на рейду, «пришлось много раз менять положение корабля» (речь идет об изменении курса), «в районе мигель-шпан-гоута» и другие, недопустимые в таком морском издательстве как «Маяк».

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий, зайдите на сайт с помощью социальной сети

       


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика