Developed by Ext-Joom.com

Созданные в военную пору

Летом 1974 г. учебное судно «Товарищ», впервые принимавшее участие в международной регате парусных судов, стало ее победителем. За рубежом по этому поводу говорят, что барку «Товарищ» сопутствовала удача. Но главное, понятно, не в этом. Победу одержали советские моряки, проявив в сложных условиях гонки высокое мастерство, мужество, морскую смекалку, физическую выносливость, непреклонную волю к победе.

Так выглядел после войны Ростовский-на-Дону морской техникумТак выглядел после войны Ростовский-на-Дону морской техникум

Триумф «Товарища» продемонстрировал перед всем миром большие успехи советской морской школы, созданной в годы Великой Отечественной войны.

1944 год. Близится день исторической победы над фашистской Германией, но лозунг «Все для фронта — все для победы над врагом!» еще не снят. Для победоносного завершения войны страна отдает фронту все силы, материальные и людские ресурсы. И в это тяжелое время Коммунистическая партия и Советское правительство, заглядывая далеко вперед и предвидя огромное значение морского транспорта в восстановлении экономики страны и в послевоенном строительстве, принимают решение о реформе морского образования, предопределившее широкую программу подготовки кадров моряков для будущего флота.

5 марта 1944 г. вышло постановление Государственного комитета обороны «О мероприятиях по подготовке командных кадров морского флота», которое предусматривало создание сети морских учебных заведений — высших и средних мореходных училищ. А в июне этого же года был издан приказ народного комиссара морского флота СССР "О реорганизации морских техникумов в высшие мореходные и мореходные училища" в соответствии с которым Ленинградский и Владивостокский техникумы были преобразованы в Ленинградское и Владивостокское высшие мореходные училища а в Одессе организовано Одесское высшее мореходное училище. Этим же приказом морские техникумы в Архангельске, Баку, Батуми Николаевске-на-Амуре, Одессе. Ростове-на-Дону и Херсоне были реорганизованы в мореходные училища.

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны создалась действующая и сейчас стройная система морского образования, позволившая в сравнительно короткие сроки полностью обеспечить кадрами быстро растущий морской флот.

Начало было нелегким. В считанные месяцы требовалось укомплектовать новые учебные заведения профессорско-преподавательским и руководящим составом, подготовить учебно-методическую документацию, создать необходимые лаборатории и кабинеты, обеспечить первый набор курсантов продовольственно-вещевым снабжением.

Какими же были первые курсанты? В приказе народного комиссара морского флота говорилось: «Немедленно начать набор в училища, широко их популяризуя, для чего: дать объявления в газетах, по радио, установить соответствующие плакаты, провести доклады в школах и устроить «день открытых дверей» для оканчивающих школы. Особое внимание обратить на прием детей моряков и детей лиц, погибших на фронтах Отечественной войны». Этот немногословный пункт приказа положил начало широкому комплексу мероприятий по отбору в морские учебные заведения наиболее подготовленной молодежи.

Первый набор — это первый отряд нового поколения советских моряков, которому выпала великая честь сменить на трудовой вахте тех, кто отдал свои жизни за независимость родины. Среди них — не только вчерашние школьники, но и демобилизованные матросы, солдаты и офицеры, рабочие и колхозники. Все они испытали тяжесть военных лет, всех их объединяла любовь к морю, решимость овладеть морскими специальностями и восстановить разрушенный войной морской транспорт. Тогда курсанты еще не знали, что многие из них через 10-15 лет станут капитанами и старшими механиками океанских судов, крупными руководителями, учеными и ведущими специалистами морского флота.

Первые годы учебы были нелегкими. Продолжалась война. Здания ряда учебных заведений были разрушены, их пришлось восстанавливать своими силами. Не хватало оборудования, наглядных пособий. Не было учебных судов.

Преодолеть эти трудности помогли опытные педагоги и наставники. С глубокой благодарностью вспоминают выпускники морских учебных заведений своих первых руководителей — начальников училищ, которые отдали много сил подготовке специалистов морского флота в те трудные годы: А. В. Борисова (Владивостокское высшее морское училище), М. В. Дятлова (Ленинградское высшее мореходное училище), В. Ф. Кравчука (Одесское высшее мореходное училище), А. Д. Мустафаева(Бакинское мореходное училище), А. Г. Савельева (Ленинградское мореходное училище) и многих других.

Широкая программа совершенствования подготовки специалистов морского транспорта осуществлена в послевоенные годы. Значительно улучшена и расширена материально-техническая база училищ: построены современные учебные, лабораторные и жилые здания; за последние 20 лет площадь учебных помещений возросла в два раза, а жилых — в три раза.

Гордостью морских учебных заведений являются учебно-производственные суда, оснащенные первоклассным оборудованием. Эти суда носят имена выдающихся ученых-педагогов, многие из которых работали в училищах с первых дней их основания и внесли неоценимый вклад в развитие морского образования.

Среди питомцев морских и мореходных училищ — немало знатных капитанов, механиков, радистов, эксплуатационников и других специалистов, удостоенных высокого звания Героя Социалистического Труда, награжденных орденами и медалями.

Developed by Ext-Joom.com

Яндекс.Метрика