Developed by Ext-Joom.com

Станут ли мальчишки моряками?

Перед самостоятельной вахтойПеред самостоятельной вахтойВ конце июля 1988 г. состоялся очередной выпуск школы юного моряка при ДВВИМУ, руководимой капитаном дальнего плавания доцентом Е. Жуковым. Четырнадцатилетним мальчишкам вручались свидетельства о том, что они прошли начальную морскую подготовку. На кафедрах, в кабинетах и лабораториях, в спортзалах и плавательном бассейне, на водной станции постигали юные моряки азы морской профессии. Единая форма, совместное управление ялом и яхтой, полное самообслуживание в дальних походах способствовали формированию самостоятельности, чувства локтя, ребята постигали романтику моря.

Популярность школы, которая существует при ДВВИМУ уже 4 года, так велика, что она не смогла в прошлом году принять даже треть желающих. Это связано с недостаточным количеством учебного парусного флота.

Два десятилетия в училище функционируют и другие формы профессиональной ориентации. Судомодельная секция под руководством старшего преподавателя В. Субботина, мастера спорта международного класса, систематически добивается высоких результатов. В ее активе победы на чемпионатах СССР, Европы и мира.

Очень эффективно работает секция морского многоборья. Несколько поколений многоборцев высшей квалификации подготовил старший преподаватель училища М. Каргин. Многие его воспитанники успешно трудятся в Дальневосточном пароходстве, на Сахалине, Камчатке, Чукотке. А недавно один из юных питомцев Каргина выдержал труднейший конкурс и вошел в состав интернационального экипажа баркентины «Погория», которая совершила рейс вокруг Южной Америки, имея на борту школьников Польши, США и Советского Союза.

Парусная секция училища известна организацией дальних плаваний. Циклы походов по маршрутам экспедиций Беринга, Невельского, по местам боев Великой Отечественной войны воспитали несколько поколений отличных мореходов. Эти плавания и сопутствующая им краеведческая работа стали хорошей школой гражданственности для молодых моряков.

Первые «шаги» под парусом  на акватории водной станцииПервые «шаги» под парусом на акватории водной станцииСаша Акулов, например, будучи шестиклассником, впервые увидел парусник, когда училищная яхта «Родина» зашла в чукотский поселок Уэлен, где он жил. С тех пор его судьба была решена. Окончил школу, поступил в ДВВИМУ. За 6 лет учебы ходил на яхте в различных морях. Александр стал прекрасным яхтсменом, хорошо закончил ДВВИМУ и сейчас успешно трудится в Дальневосточном пароходстве. Таких примеров в училище много.

Однако ощущается и недостаточность по профориентации молодежи. Училище испытывает трудности с набором курсантов, а в пароходствах дефицит хороших, грамотных моряков. В чем же дело? Ведь по-прежнему мальчишки зачитываются «Одиссеей капитана Блада», «Пятнадцатилетним капитаном» и мечтают стать моряками. Но проходят годы, мальчишки взрослеют и выбирают другие профессии. Училище же «засоряется» курсантами, не имеющими стойкой мотивации стать хорошими моряками.

Ни для кого не секрет, что морское образование переживает непростой период. Уже в школе юного моряка возникают проблемы, связанные с престижем морской профессии. Трудно толково объяснить школьникам, почему первая советская яхта обогнула земной шар лишь на 70-м году Советской власти, почему при Петре Великом Россия умела строить парусные суда, а сегодня утратила это умение, почему все развитые страны мира имеют парусный флот для школьников, а у нас его нет, и т. д.

Недавно яхты училища «Адмирал Невельской» и «Командир Беринг» возвратились из Южного полушария, где участвовали в праздновании 200-летия Австралии. На празднование прибыл парусный флот со всех континентов планеты. Крупные и средние парусники в большинстве своем либо являются судами морских учебных заведений, либо служат для «оморячивания» молодежи. Такие парусники получили широкое распространение в мире.

Зарубежные специалисты считают выгодным вкладывать сегодня миллионы в их строительство, полагая, что в будущем это обернется моральным здоровьем общества. В большинстве случаев парусные суда строятся на добровольные пожертвования граждан, фирм и корпораций и, разумеется, не простаивают. За один лишь год «Спирит оф Нью Зиланд», например, совершает 23 десятидневных рейса. В каждом из них участвуют 40 школьников и 8 взрослых.

В море надо быть ко всему готовымВ море надо быть ко всему готовымВ настоящее время целесообразно работу клубов юных моряков перевести на качественно новую ступень. Во-первых, необходимо способствовать созданию таких клубов в большинстве городов. Во-вторых, клубы юных моряков региона должны замыкаться на базовый порт, располагающий флотилией парусных судов, на которых школьники могли бы проходить практическую подготовку круглогодично. В-третьих, базовые клубы юных моряков целесообразно подчинить созданному при ЦК ВЛКСМ штабу при возможно более активном участии представителей Минморфлота.

Приморье фасадом своим обращено к океану. На наш взгляд, есть резон в создании специального денежного фонда для постройки и эксплуатации парусного судна для молодежи. Вкладчиками фонда могут стать предприятия, организации и жители Приморского края. До 1000 школьников ежегодно смогли бы выходить на этом паруснике в море. Пусть не все они будут моряками — важнее то, что станут настоящими людьми.

Парусное судно могло бы эксплуатироваться круглогодично: в летний период — на дальневосточных морях, а в зимний — в более южных широтах. Парусное судно средних размеров типа баркентины «Погория» можно заказать в Польше.

Однако один парусник даже в дальневосточном регионе не решит проблему «оморячивания» молодежи. Необходима флотилия парусных судов и строить их нужно на местах. Пора вновь учиться искусству парусного кораблестроения. Лишь один австралийский порт Фримантл имеет столько яхт, сколько яхтклубы нашей страны вместе взятые. Как потенциальных строителей парусных судов можно рассматривать судоремонтные предприятия Минморфлота.

Наличме собственного парусного флота позволит качественно преобразовать работу клубов юных моряков, которые должны стать местом выявления и отбора юношей, способных стать хорошими моряками. Парусный флот нужен не только для профориентации школьников, он необходим как воздух для формирования морских качеств и курсантам учебных заведений Минморфлота.

Существующая сегодня система подготовки в большей степени ориентирована на формирование специалиста, владеющего комплексом инженерных знаний. Однако для работы на флоте этих знаний недостаточно.

Судовождение всегда было и остается творческим процессом, древнейшим ремеслом со своими секретами, традициями, принципами. Азы этого ремесла невозможно постичь только в аудиториях и на тренажерах, пусть самых современных. Лучшая школа для моряка — море.

Developed by Ext-Joom.com

Яндекс.Метрика