Developed by Ext-Joom.com

На марках учебные парусники

Доказывать, что парусные суда красивы, излишне. И не случайно в изобразительном искусстве парусники остаются вечной темой, Между тем в реальной жизни таких судов немного.

И естественно, что их не обходят вниманием люди «машинного» века.

Начало филателистической эскадры действующих парусников положено в Италии в 1931 г. Тогда королевская почта к 50-летию военно-морского училища в Ливорно выпустила серию из трех марок. На одной из них показан, учебный фрегат «Америго Веспуччи», построенный к юбилею. По образцу старинных судов он богато украшен золоченой резьбой и статуей мореплавателя на носу. Раскраска корпуса сделана под трехдечный линейный корабль прошлого века. Более пяти десятилетий фрегат исправно служит флоту. В 1981 г. на почтовых марках, выпущенных к столетней годовщине училища, ему также нашлось место.

В 1967 г. «Америго Веспуччи» был удостоен чести появиться на знаке оплаты Гибралтара среди английских кораблей.

В 1939 г. идею показа учебных кораблей на знаках почтовой оплаты поддержала Югославия. На одной из марок серии, посвященной 20-летию флота страны, появилась трехмачтовая гафельная шхуна «Ядран» постройки 1932 г., на которой проходили практику морские кадеты.

А потом была вторая мировая война... И только в 1964 г. на марках вновь появилось изображение учебного парусного судна — в крупную испанскую серию почтовых марок, посвященную флоту страны, вошла миниатюра с рисунком учебной четырехмачтовой топсельной шхуны «Хуан Себастьян де Элькано», спущенной на воду в 1927 г. в Кадисе.

В 1968 г. аргентинское почтовое ведомство на знаке оплаты воспроизвело учебный парусный корабль «Либертад». Примечательно, что это крупное судно со стальным корпусом было построено в послевоенное время специально для обучения курсантов в море. Оно строилось в Рио-Сантьяго. В 1966 г. «Либертад» показал в рейсе из Канады в Ирландию скорость 18 уз. Он интересен и тем, что на нем используются паруса из натуральных хлопчатобумажных тканей.

В 1972 г. министерство почт и телеграфов ГДР воспроизводит свой учебный парусник «Вильгельм Пик» в серии, посвященной Обществу спорта и техники.

В том же году в стокгольмских автоматах по продаже знаков оплаты корреспонденции появилась тетрадка с коммеморативными марками, представляющими достопримечательности юго-восточной Швеции. На последнем в сценке знака изображена на рейде Карлскруны двухмачтовая гафельная шхуна «Фалькен», постройки 1946— 1947 гг. Ее систершип «Гладан» — неоднократный участник операций «Парус». Оба судна служат плавучей школой королевских военно-морских сил.

В 1973 г. коллекционеры получили крупноформатную марку турецкой почты с изображением учебного парусного корабля «Нювидьи Фютух». На рисунке запечатлен момент постановки парусов.

В 1976 г. очередной сбор парусников проходил в Нью-Йорке и был приурочен к празднованию 200-летия США. Рандеву состоялось после трех гонок: из Плимута в Лиссабон, затем от острова Тенерифе до Бермуд, а оттуда — до Ньюпорта. В этой «Операции Парус» участвовали советские учебные корабли «Крузенштерн» и «Товарищ».

Тогда в честь юбилея у участников гонок британской почтой были изданы знаки оплаты для Бермуд. На них представлены лучшие корабли, в том числе наш «Крузенштерн», английский «Сэр Уинстон Черчилль», американский «Игл», испанский «Хуан Себастьян де Элькано», норвежский «Христиан Радич». Завершает серию марка с изображением переходящего приза Международного союза учебных парусных судов — серебряной модели клипера «Катти Сарк». Приз присуждается тайным голосованием капитанов.

В год 200-летия США почта Дании выпустила в свет четыре марки с изображением датских судов, связанных с историей развития трансатлантического сообщения. Среди них учебный парусный корабль «Денмарк», построенный в 1932 г. Начало второй мировой войны застало его в Нью-Йорке, и до 1945 г. на нем проходили обучение курсанты военно-морского флота США. «Денмарк» активный участник океанских регат.

В 1980 г. почта Венесуэлы выпустила крупноформатную красочную марку с рисунком трехмачтового барка «Симон Боливар», спущенного на воду с испанской верфи в Бильбао всего два года назад.

В том же году исполнилось 50 лет со времени постройки японского судна «Ниппон Мару». К юбилею известного парусника почта Страны восходящего солнца выпустила специальный знак оплаты с изображением юбиляра, идущего под всеми парусами.

В 1981 г. норвежское почтовое ведомство представило тремя марками учебный парусник «Христиан Радич», построенный в 1937 г. на верфи в Сандефьорде. До начала мировой войны он успел совершить два перехода через Атлантику. При оккупации страны фашистской Германией судно было захвачено гитлеровцами, уведено в Фленсбург для использования подводниками в качестве плавучей базы. В 1945 г. его нашли полузатопленным. Оно было поднято и возвращено Норвегии. Понадобился старый парусник французским кинооператорам для съемок фильма «Винджамер». Они восстановили его в середине пятидесятых годов, и он стал «кинозвездой».

В первой послевоенной регате в 1956 г. корабль оказался победителем. В 1963 г. его модернизировали, и уже в следующем году он опять отличился на гонках «Операция Парус». Беспокоящиеся за судьбу парусника создали «Общество друзей «Христиана Радича», которое оказывает необходимую финансовую помощь в содержании малорентабельного, но несущего славу норвежским морякам и корабелам парусника. Включились в пропаганду национальной гордости и почтовики.

В 1981 г. Министерство связи СССР порадовало филателистов изданием серии с рисунками советских парусных кораблей. Известно, что Советский Союз является владельцем самого крупного флота учебных судов. На знаках представлены самый большой в мире барк «Седов», второй по величине парусник «Крузенштерн», знаменитый «Товарищ», а также «Вега», «Кодор» и довоенный «Товарищ». Их включение в состав филателистической эскадры заполнило белые пятна многих коллекций.

В следующем году альбомы филателистов-маринистов пополнились бразильской маркой с изображением учебной четырехмачтовой шхуны «Адмирал Салданья». Эта миниатюра вошла в серию, отметившую 200-летие военно-морского училища.

В 1984 г. гостеприимным хозяином сбора крупных парусных судов выступила Канада. По этому поводу ее почта выпустила крупную марку с рисунком корабля, идущего в порт Галифакс в сопровождении яхт.

В филателии ПНР процветает поистине культ паруса. Вниманием почтовиков не обойден, пожалуй, ни один из отечественных парусников независимо от величины и возраста. Особенно часто встречается на изданных знаках оплаты корреспонденции учебный барк «Дар Поможа», который недавно вышел в отставку и стал кораблем-музеем. В составе флота его место в 1982 г. занял парусник «Дар молодзежи». Новый учебный корабль ПНР запечатлен на марке КНДР в серии «Знаменитые парусники». Почта КНДР избрала для изображения на своих миниатюрах также «Товарищ» (СССР), «Сагреш» (Португалия), «Горх Фок» (ФРГ) и «Бель пуль» (Франция).

В 1985 г. к 40-летию польского ВМФ выпущена миниатюра с рисунком учебной трехмачтовой гафельной шхуны «Искра» голландской постройки 1917 г. С 1926 г. под бело-красным флагом Польши плавала она с курсантами военно-морского училища в Гдыне, а в годы мировой войны служила в английском флоте базой торпедных катеров под именем «Пигми».

Строительство учебных парусников продолжается. Значит, и филателистической эскадре пополняться новыми эмиссиями почт.

«Либертад»«Либертад»«Нювидьи Фютух»«Нювидьи Фютух»«Адмирал Салданья»«Адмирал Салданья»«Симон Боливар»«Симон Боливар»«Ядран»«Ядран»«Фалькен»«Фалькен»«Сагреш»«Сагреш»«Крузенштерн»«Крузенштерн»«Сэр Уинстон Черчилль»«Сэр Уинстон Черчилль»«Игл»«Игл»Корабль, идущий в порт ГалифаксКорабль, идущий в порт Галифакс«Седов»«Седов»«Ниппон Мару»«Ниппон Мару» «Дар Поможа» «Дар Поможа»«Христиан Радич»«Христиан Радич»«Хуан Себастьян де Элькано»«Хуан Себастьян де Элькано»«Америго Веспуччи»«Америго Веспуччи»«Дар молодзежи»«Дар молодзежи»«Денмарк»«Денмарк»

Developed by Ext-Joom.com

Яндекс.Метрика