Developed by Ext-Joom.com

Безопасность работ на ледовом припае

Гидрологи производят промер толщины льдаГидрологи производят промер толщины льдаМоряки накопили значительный опыт грузовых работ на льдах берегового припая в Антарктике и Полярных морях. В настоящее время можно дать ряд рекомендаций по обеспечению безопасности труда при разгрузке судов на припайный лед.

Основными мероприятиями, обеспечивающими безопасное проведение ледовых операций, являются: выбор и подготовка места для разгрузки судна, гидрометеорологическое обеспечение безопасности работ, единство руководства всеми работами на припае, четкое разграничение обязанностей и ответственности между отдельными руководителями грузовых и транспортных работ, обеспечение безопасности выгрузки грузов на лед, организация транспортирования грузов по припаю, обеспечение безопасности перевозки людей по припаю.

Рассмотрим каждое из этих мероприятий более подробно.

Место для постановки судна под выгрузку, как правило, выбирается заранее: гидрологи проводят работы по изысканию площадок для выгрузки, намечают трассы ледовых дорог
и выдают необходимые рекомендации для их оборудования.

Особое внимание должно уделяться оборудованию переездов через трещины.

Во время стоянки судна у ледового припая гидрологи систематически производят промер толщины льда в районе разгрузки и по трассам ледовых дорог. Руководитель работ на припае должен иметь четкое представление о допустимых нагрузках и времени нахождения грузов на льду в зависимости от гидрометеоусловий.

Расчет допустимых нагрузок на лед и принятие решения о возможности движения через трещины зависит от ряда факторов. Квалифицированно обобщить эти факторы и рассчитать допустимые нагрузки может специалист, имеющий определенный опыт и необходимые инструменты. В случае большого объема работ по исследованию льда на припае создается оперативная группа, в которую входят несколько гидрологов.

Перед началом выгрузки на припай составляется план работ на весь период ледовых операций. В нем подробно оговариваются обязанности и ответственность отдельных руководителей. В плане следует предусматривать меры безопасности с учетом конкретных условий выгрузки и определить необходимое оборудование для обеспечения разгрузочных и транспортных работ.

Практика показывает, что организация всех подготовительных, разгрузочных, транспортных и обеспечивающих работ на припае, ответственность за их выполнение и за обеспечение безопасности участвующих в них людей должна быть сконцентрирована у одного человека — руководителя работ на припае. Ему должна оперативно подчиняться вся береговая и транспортная служба.

Погрузочная площадкаПогрузочная площадкаДля руководства процессом разгрузки судна, транспортировки грузов по припаю, а также разгрузки транспортных средств на береговой базе назначаются специальные ответственные лица, которые в своей производственной деятельности подчинены руководителю работ. Последний принимает решение о возможности производства разгрузочных и транспортных работ и постоянно контролирует их выполнение.

Оперативности решения всех возникающих между судном и берегом вопросов способствует постояннодействующая двухсторонняя телефонная или радиосвязь, которая должна быть задействована с приходом судна. Связь закрывается только с разрешения руководителя работ на припае после того, как все люди и транспортные средства вернутся на берег после окончания выгрузки.

Успех разгрузки во многом зависит от работы транспорта, ритмичности подачи его под погрузку и соблюдения мер безопасности при движении по ледовым дорогам. Несоблюдение этих требований приводит к простоям рабочих. Назначается ответственный за работу транспорта, который организует и следит за движением его от борта судна до берега и обратно. Безопасности движения транспорта по ледовым дорогам придается большое значение. Нередко транспортные средства едут по одной дороге в оба конца, при этом во время разъездов расстояние между ними сокращается до нескольких метров. Еще большую опасность представляют случаи, когда в пределах площадки выгрузки скапливается большое количество транспортных средств, стоящих рядом друг с другом вблизи от борта судна. Не говоря уже о возможных тяжелых последствиях подобной стоянки, такое расположение мешает транспорту маневрировать для въезда или выезда с погрузочной площадки. В этих случаях водители вынуждены проезжать с грузом параллельно борту в непосредственной близости от погрузочных площадок, на которых стоят груженые транспортные средства, и подвергать себя и своих товарищей опасности оказаться под льдом.

Особое внимание следует уделять вопросу доставки рабочих, обеспечивающих выгрузку, к борту судна. Как правило, они живут на берегу и на судно доставляются к началу работы, а затем отвозятся обратно. Во многих пунктах выгрузки кратчайшие расстояния от места стоянки судна до берега измеряются километрами. Не всегда кратчайшее расстояние является удобным для прокладки дорог и безопасным для движения. В некоторых случаях действительный путь увеличивается в 2—3 раза, поэтому возможность перехода людей через лед пешком исключается.

Для перевозки людей по припаю применяются специально оборудованные автомашины или гусеничные тягачи, имеющие открытый кузов, из которого обеспечен быстрый выход людей в случае необходимости. Безопасная перевозка людей может быть достигнута только при условии, что толщина льда вдвое превышает предел безопасности для конкретной массы транспортного средства с людьми. Перед каждой сменой производится инструктаж водителей по особенностям движения на ледовых дорогах и маневрирования у борта судна.

Складирование грузов на льду у борта судна может привести к их утоплениюСкладирование грузов на льду у борта судна может привести к их утоплениюПри низких отрицательных температурах воздуха судно легко вмерзает в лед. Руководителям необходимо четко контролировать распределение весовых нагрузок на судне в процессе разгрузки, чтобы не допустить внезапного крена. Это может привести к облому кромок припая у борта судна, появлению трещин, задержке грузовых работ или вызвать подвижку груза, его срыв с грузовых устройств и в конечном счете к возможным тяжелым травмам членов экипажа или грузчиков, находящихся вблизи. В случае тонкого непрочного припая работы на нем обычно начинаются с сооружения у борта судна, под грузоподъемными устройствами специальный площадок. Эти площадки обеспечивают прочность ледяного покрова у борта судна.

Время, затрачиваемое на разгрузку, а также обеспечение безопасности лиц, работающих как на судне, так и у борта на площадке выгрузки, во многом зависят от того, насколько тщательно продуман весь процесс разгрузки, как расставлены люди и какие предусмотрены дополнительные приспособления, обеспечивающие эффективность и безопасность выполнения разгрузочных работ. Все эти вопросы необходимо учесть при выработке технологического плана разгрузки. Такой план разрабатывается администрацией берега и судна и взаимоувязывается. Нельзя допускать выгрузку и складирование груза на припае, так как это может привести к его разрушению и, кроме того, в случае возникновения внезапного крена и появления трещин на льду этот груз может быть утоплен. Для предупреждения возможности разрушения припая в непосредственной близости от борта судна транспортные средства после их разгрузки должны немедленно выезжать за пределы площадки выгрузки, чтобы не создавать дополнительных нагрузок на лед.

Особенно внимательно следует относиться к тяжеловесным грузам. Допустимые нагрузки на лед должны определяться для каждого отдельного тяжеловеса.

В заключение необходимо отметить, что обеспечение должной организации работ при выгрузке на припай, сокращение сроков разгрузки судов и в целом экономия государственных средств может быть достигнута при выполнении следующих основных условий: четком планировании организации работ как всего периода ледовых операций, так и для каждого отдельного судна; едином, централизованном руководстве всеми работами на припае; квалифицированном гидрометеорологическом обеспечении всех этапов ледовой операции; неукоснительном выполнении всех мер, обеспечивающих безопасность людей, занятых в грузовых и транспортных операциях на припае.

Яндекс.Метрика