Разделы
- Азовское пароходство (2)
- Балтийское пароходство (13)
- Дальневосточное пароходство (7)
- Камчатское пароходство (1)
- Каспийское пароходство (4)
- Латвийское пароходство (8)
- Литовское пароходство (3)
- Мурманское пароходство (9)
- Новороссийское пароходство (6)
- Одесское пароходство (5)
- Приморское пароходство (1)
- Разная принадлежность (46)
- Сахалинское пароходство (5)
- Северное пароходство (11)
- Советское Дунайское пароходство (2)
- Черноморское пароходство (29)
- Эстонское пароходство (3)
Мы в друзьях
Немного истории
-
Открытие купца Бритнева
Первое судно, специально предназначенное для плавания во льдах, называлось «Фрам» («Вперед»). Оно было построено в 1893 году по замыслу полярного исследователя норвежца Фритьофа Нансена.
«Фрам» выдерживал плавание во льдах благодаря тому, что борта судна были выпуклыми. При сдавливании оно выжималось на лед.
Однако чтобы не только дрейфовать, но и продвигаться во льдах в нужном направлении, этого недостаточно. Первая попытка приспособить судно для плавания во льдах, создать ледокол, была сделана в 1864 году в Петербурге.
М. О. Бритнев, владелец нескольких пароходов, решил приспособить их для бесперебойного сообщения с Кронштадтом в зимний период, Для этого он переделал корпус одного из судов таким образом, чтобы нос повисал надо льдом. Это позволило пароходу при движении как бы влезать на лед и ломать его своей тяжестью, Эксперимент оказался успешным, и вскоре об изобретении Бритнева заговорила печать за рубежом.
Зимой 1871 года в Германии замерзла река Эльба, важная транспортная артерия Гамбурга. И тогда немецкие пароходчики решили позаимствовать опыт русского купца-судовладельца. Срочно был командирован инженер, который вступил с Бритневым в переговоры и за 300 рублей приобрел чертежи первого из переделанных купцом пароходов «Пайлот». На основе этих чертежей в Гамбурге вскоре было построено судно, которому дали название «Eisbrecher-1». С тех пор форма ледокольного носа, изобретенная русским пароходчиком, утвердилась во всем мире.
Николай Новиков
- Подробности
- Категория: Имя на борту
- Автор: П. Пустовой
Жизнь, посвященная флоту
В декабре 1972 г., приняв на борт тысячи тонн леса, вышел в первый рейс теплоход «Николай Новиков» — воплощенная в металле память о замечательном человеке, так много сделавшем для развития советского морского транспорта.
Николай Новиков родился в 1909 г. в семье железнодорожного рабочего. С семнадцати лет он начал свой трудовой путь — был чернорабочим, потом станочником на заводе. В 1933 г., вскоре после окончания рабфака, Николай Васильевич Новиков поступил в Военно-транспортную академию РККА и в 1939 г., получив специальность ннженера-эксплуатационника водного транспорта, был направлен на работу в Северное морское пароходство, а в 1940 г. назначен начальником этого пароходства.
Здесь в полной мере проявились качества Н. В. Новикова как специалиста и руководителя.
Опираясь на авангард коммунистов и комсомольцев флота и берега, Николай Васильевич настойчиво добивался четкого выполнения оперативных плановых заданий по осуществлению перевозок.
Северный край, береговая линия которого растянулась почти на три тысячи миль, требовал от моряков и портовиков напряженных усилий для снабжения строек различными материалами, развития экспортно-импортной морской торговли, обслуживания полярных станций и обеспечения регулярного каботажного плавания в суровых заполярных условиях. Транспортные суда Северного пароходства внесли большой вклад в освоение ледовой трассы Северного морского пути. За годы первых пятилеток на Севере выросло много новых портов, поселков. претворялась в жизнь принятая Коммунистической партией программа индустриализации этого края. Перед войной, выполняя третий пятилетний план, работники пароходства сумели добиться значительного повышения эффективности работы флота.
С первых же дней Великой Отечественной войны Управление Северного морского пароходства во главе с Н. В. Новиковым сумело в короткий срок перестроить работу флота на военный лад, обеспечить выполнение срочных заданий командования по перевозке войск, военной техники, материалов. Начальник пароходства лично руководил морскими транспортными операциями на трех главных направлениях: Кольский залив, Арктика и собственно Беломорский бассейн.
Развернулась героическая борьба с врагом за морские коммуникации Севера. Транспортные суда пароходства, несмотря на бомбежку вражеской авиации, а при переходах в Мотовский залив и гитлеровской артиллерии, осуществляли перевозки для нужд армии и военно-морского флота, доставляя на фронт пополнение, боеприпасы, продовольствие, вывозя в тыл раненых.
За образцовое выполнение заданий правительства и военного командования в 1942 г. Н. В. Новиков был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1945 г. — орденом Отечественной войны I степени.
В 1946 г. Н. В. Новиков был выдвинут на должность начальника управления Наркомата морского флота, затем заместителя министра, а в 1948 г. его назначают министром морского флота.
В этот период организаторский талант Николая Васильевича наиболее полно раскрылся в решении сложных задач восстановления разрушенного хозяйства морского транспорта, увеличения перевозок, в развитии портов и судоремонтных баз. Вместе с коллегией Министерства морского флота Н. В. Новиков взял курс на техническое перевооружение морского транспорта, совершенствование качественного состава флота, средств механизации портовых и судоремонтных работ. Такое направление в технической политике позволило в кратчайшие сроки не только восстановить объекты морского транспорта, но и резко наращивать его мощность и повысить эффективность перевозок.
За пятилетие 1946—1950 гг. в строй действующего флота вошли суда общей грузоподъемностью 600 тыс. т. Число портальных кранов превысило довоенный уровень в 1,8 раза, а мощность судоремонтной базы в 1950 г. по сравнению с 1940 г. возросла более чем вдвое. Объем морских перевозок за пятилетие увеличился на 66%.
Возглавляя коллектив министерства, Н. В. Новиков добивался всемерного распространения на флоте движения за повышение скорости судов и организацию работы флота по часовым графикам. Под его руководством была разработана научно обоснованная программа пополнения флота, увеличения объема перевозок, роста грузооборота портов. Советские суда начали осуществлять перевозки грузов иностранных фрахтователей.
Ведущими в деятельности Н. В. Новикова на морском транспорте явились партийные принципы организаторской и воспитательной работы — стремление до конца понять нужды, интересы работников, сплотить их воедино для решения задач, поставленных перед морским флотом.