Developed by Ext-Joom.com

Жизнь за океан

Жан Франсуа ЛаперузЖан Франсуа ЛаперузРядом с шумной главной магистралью Петропавловска-Камчатского — Ленинской возвышается прямоугольный пьедестал. Пламенеет на солнце красный гранит, оттеняя светлый барельеф старинного парусника. Серая каменная глыба в виде сердца, стоящая на пьедестале, обвита цепью с якорем. Зеленеет листва в сквере, разбитом возле памятника. Это дань памяти отважному мореплавателю Жану Франсуа Лаперузу, посетившему город почти два века назад. Здесь он встретил радушный прием и приятное известие с далекой родины о производстве в адмиралы. Во время бала в честь гостей гремели русские пушки, пили за здоровье французского адмирала.

В дневнике Лаперуз записал: «Я уверен, что нигде и никому не было оказано большего гостеприимства, чем нам... Я буду помнить об этом всю жизнь».

Что же привело французского мореплавателя в столь дальние края?

Лаперуз родился в 1741 году на юге Франции, в старинном городке Альби. Море было тайной страстью мальчика. Его возбуждали рассказы дядюшки — отставного капитана и споры отца Виктора де Галло, владельца небольшой усадьбы близ Альби, с приятелями о достоинствах и недостатках французского флота, об открытых землях и сражениях. И еще книги, великолепные, с рисунками кораблей, картами...

А в 1767 году юный гардемарин Жан Франсуа де Галло, граф де Лаперуз с палубы военного корабля прощался с родиной. В море выходила эскадра генерал-лейтенанта Дюбуа де ла Мотта. Франция опять в войне с Англией, четвертой за полстолетия. Юноша начинал свое первое большое плавание.

В 1759 году раненный в морском сражении Лаперуз был пленен англичанами. Два года плена, побег и вновь бои и морские походы.

Франция, неудачно соперничавшая с Англией в Индийском океане и Атлантике, хочет вознаградить себя в Тихом океане. В 1767 году в кругосветное путешествие отправился французский капитан Луи Антуан де Бугенвиль. За ним следуют экспедиции Сюрвиля, Марион-Дюфрена, Кергелена.

Но в 1768 году из Портсмута вышло судно «Индевор» под началом малоизвестного сорокалетнего английского лейтенанта Кука. Через десять лет его знал весь мир.

И Лаперуз уже лейтенант, талантливый, блестящий. Упорно изучает морское дело, вкладывает в него душу, живет морем. Вскоре командует боевым фрегатом «Л’Амазон», и снова на линии огня, а одна из боевых операций 1782 года делает имя его известным всей Европе.

Но Лаперуз мечтал о новых походах. «Без кругосветного путешествия,— шутил он,— я не позволю себе умереть».

В пику англичанам, Франция снаряжала в секретную кругосветку два корабля сроком на три-четыре года. Основное внимание было уделено проверке данных Кука и выяснению многих вопросов политики и коммерции. После долгих раздумий главой экспедиции избрали Лаперуза — «французского Кука».

С Лаперузом отправлялись выдающиеся ученые. И уже перед самым выходом в море в экипаж был зачислен сын французского консула в Петербурге лейтенант Лессепс, знавший немного по-русски.

1 августа 1785 года два грузовых корабля «Буссоль» и «Астролябия», водоизмещением в 500 тонн каждый, вышли из Бреста. Надлежало пересечь три океана, сосредоточив основное внимание на Тихом, выяснить наличие пролива из Тихого в Атлантический океан, уточнить карты на всем пути следования. Но основное, это уйма сведений, «относящихся к политике и коммерции».

Корабли обогнули мыс Горн, вышли в Тихий океан. Работы на острове Пасхи, Гавайях, у Аляски. Одну из исследованных бухт архипелага, носящего теперь наименование королевы Шарлотты, Лаперуз назвал именем Чирикова, «в честь знаменитого русского моряка,— писал он, — который в 1741 году высадился в этом районе».

Изучая Филиппины и Японские острова, корабли вошли в Японское море, почти незнакомое европейцам. Лаперуз двинулся на север, в неисследованный район между материком и Сахалином. Летом 1787 года корабли шли вдоль западных берегов Сахалина, пока мели не преградили путь.

Лаперуз, обследовав русские земли, обогнул Сахалин с юга, обнаружил пролив и вышел в Охотское море. Позже пролив назвали его именем.

В начале сентября, через два года после выхода из Бреста, корабли его входили в Авачинскую губу. На рейде Петропавловской гавани капитан приветствовал город одиннадцатью пушечными выстрелами.

Через месяц Лаперуз отправился на юг. В феврале 17188 года он прибыл на юго-восток Австралии, в Порт-Джэксон. Отсюда оба корабля вышли в направлении острова Новая Каледония. С этого времени никаких известий о них больше не поступало.

Начались розыски. Но все было тщетно. Однако через пять лет очередной поисковый корабль под командой д’Антрекасто обнаружил в районе предполагаемого пути Лаперуза неведомый остров, названный позже Ваникоро. Но капитан прошел мимо, не подозревая, что разгадка гибели кораблей Лаперуза таилась именно здесь.

И лишь много лет спустя, остров приоткрыл тайну. В 18128 году сюда высадился француз, капитан Дюмон Дюрвиль. Нашел обломки «Астролябии» и установил, что кораблекрушение произошло здесь. Спасшиеся моряки долго жили на этом затерянном, но обитаемом клочке земли. Сохранились остатки крепости, построенной в лесу моряками. Из обломков они соорудили небольшой парусник, и он, вместив далеко не всех желающих, покинул остров. Больше его никто не видел. Оставшиеся прожили еще пять лет. Однажды увидели два корабля. Сигналили, стреляли, но их не заметили. Очевидно, это и были корабли капитана д’Антрекасто.

На берегу Дюрвиль соорудил памятник погибшим соотечественникам. Говорят, что он сохранился до наших дней... Так стала известна трагедия одного судна экспедиции.

Проходили десятилетия. Однажды французский флаг вновь затрепетал на рейде Петропавловского порта. Сюда вошел фрегат «Венус». Командир его вел переговоры об установлении памятника своему прославленному земляку. Местные власти обещали сделать его силами гарнизона. Сохранилась даже запись, где сказано, что «Расходы по сооружению памятника Лаперузу, в сумме 192 рубля серебром, удержаны в 1843 году с бывшего начальника Камчатки Шахова». Он был сооружен на перешейке между сопками Сигнальной и Никольской, образующими Петропавловскую бухту, и представлял собой деревянную колонну, обитую железом. Надпись по-французски: «Лаперузу». Интересна дальнейшая судьба памятника.

В 1854 году, при отражении англо-французской эскадры, он был разрушен ядрами, и только через двадцать восемь лет восстановлен русским ученым-зоологом В. Дыбовским. Появилось каменное основание с деревянным крестом.

Памятник Лаперузу, установленный моряками русского крейсера «Забияка»Памятник Лаперузу, установленный моряками русского крейсера «Забияка»В 1892 году моряки русского крейсера «Забияка» заменили этот памятник новым. На круглое гранитное основание был установлен камень, формой напоминающий сердце. К нему прислонили якорь, обвили цепью и выгравировали: «Памяти Лаперуза 1787»... А в 1935 году памятник Лаперузу в Петропавловске перенесли в центр города, заменив круглое основание более высоким и величественным прямоугольным.

Между тем, поиски флагмана французской экспедиции — «Буссоли» продолжались. Однако безуспешно. Не раскрылась судьба судна даже такому опытному, неутомимому искателю, каким был известный бельгийский вулканолог Гарун Тазиев. В 1959 году он вел длительные и упорные поиски на рифах Ваникоро.

Несколько позже французский капитан Броссар в километре от места гибели первого судна с глубины сорока метров поднял судовой колокол «Буссоли» и механизмы корабельного насоса. Аквалангисты обнаружили якоря и части орудийных лафетов. Сомнений не оставалось: «Буссоль» затонула, наткнувшись на рифы.

Огромные глубины хранят останки неутомимого адмирала и его спутников. И только очередная серьезная экспедиция, вооруженная батискафом, сможет перелистать последние страницы трагедии людей, отдавших жизнь во имя неизведанного мира, вдали от родных берегов.

Кругосветное плавание Лаперуза не было доведено до конца. Большая часть собранных материалов погибла. И все же экспедиция занимает почетное место в истории кругосветных путешествий. Лаперуз — первый по времени и значению продолжатель дела Кука. Благодаря ему на картах появились новые острова и мысы, бухты, проливы, рифы, исправлены отдельные неточности карт. Изучены океанические воды и течения, проведены большие астрономические и гидрографические, ботанические и этнографические наблюдения.

Developed by Ext-Joom.com

Яндекс.Метрика