Developed by Ext-Joom.com

Воскресенье, 09 Ноябрь 2014 21:14

Грузия

Автор  И. Лукшин, пассажирский помощник капитана теплохода «Армения» Черноморского пароходства
Оцените материал
(2 голосов)

Морской сервис-на современный уровень

Уже много лет существуют международные пассажирские линии, берущие свое начало в Одессе. Наиболее старая из них — Ближневосточная. Она характеризуется неравномерной загрузкой. Большинство пассажиров — деловые люди, следующие из одного порта в другой. На линии работают теплоходы «Аджария», «Башкирия», «Украина», а в летний сезон добавляются и другие суда («Армения», «Латвия»).

Другая, марсельская линия, почти полностью обслуживает получившие в последние годы развитие, так называемые, инклюзив-туры (круизы на регулярных линиях), организуемые в основном двумя фирмами: «Транстурс» (французской) и «Зеетурс» (западногерманской). Линию обслуживает комфортабельное автопассажирское судно «Белоруссия».

На венецианской линии еще 10 лет тому назад перевозилось за весь двухнедельный рейс с заходом в 8—9 портов по 35—40 чел. Однако активное использование инклюзив-туров в сотрудничестве с зарубежными туристическими фирмами позволило добиться полной загрузки. Более того, в летние месяцы на эту линию очень трудно достать билет. Здесь работает автопассажирское судно «Азербайджан».

Что же можно сказать об обслуживании? На наш взгляд, обслуживание начинается задолго до того, как пассажир ступил на борт судна.

Оно предусматривает, прежде всего, информацию о предстоящем рейсе либо круизе, включая такие сведения как время, порты захода, цену, данные о судне и виды услуг. Подробную и деловую информацию о наших судах дают такие фирмы как «Зеетурс», «Туропа», «Гранди Виаджи» и др.

При фрахтовании наших судов иностранными фирмами, последние, как правило, сами занимаются бронированием билетов и лишь иногда это делают наши пассажирские агентства. За последние годы повысилась культура обслуживания пассажиров в части бронирования.

Однако нельзя не пройти мимо того факта, что в этом деле еще имеются недостатки, возникающие главным образом из-за плохой оперативности и организационных упущений. Бронирование должно быть поставлено на хорошую техническую основу, оснащено автоматическими системами информации, подобно тем, которые применяются в Аэрофлоте.

Для того, чтобы попасть на судно, пассажир прежде всего направляется на морской вокзал, который является тем местом, где начинается его первое знакомство с морским транспортом. Поэтому очень важно то, как оборудован вокзал, какими удобствами он располагает, как в нем организована служба. Хорошо оборудованы морские вокзалы в Одессе, Риге, Новороссийске. Лестные отзывы о работе морского вокзала Севастопольского порта часто появляются на страницах печати. Строятся и реконструируются морские вокзалы в Ленинграде и Таллине, которые будут принимать туристов, следующих на XXII Олимпийские игры.

Немаловажным вопросом является и сохранная перевозка вещей пассажиров. С улучшением комфортности перевозок увеличивается и количество вещей, которые пассажиры везут с собой. Если это багаж, то он должен быть принят перевозчиком от пассажира заранее, до отхода судна, на берегу. Пассажир должен освобождаться от заботы о своем багаже до самого порта назначения.

На судах, совершающих рейсы по Ближневосточной линии, перевозится большое количество, как багажа, так и ручной клади пассажиров, однако помещений для хранения этих вещей недостаточно, в каютах места для них нет. На теплоходе «Аджария», например, силами экипажа огорожено специальное помещение в кормовой части судна объемом 50 м3 для хранения вещей пассажиров. Было бы лучше в коридорах и на палубе установить автоматические камеры хранения.

На отечественных судах, работающих в круизах, уже установилась постоянная традиция торжественно встречать первого пассажира. Чествование происходит либо во время посадки на судно, либо вечером в музыкальном салоне в присутствии всех туристов. Последнее более предпочтительно, так как оно происходит в более парадной обстановке и его участниками могут быть все желающие. Это мероприятие очень популярно и многие приезжают заранее в порт, чтобы первыми подняться на борт судна.

Заместитель председателя Оргкомитета XXII Олимпиады Г. Рогульский (слева) и председатель Всесоюзного объединения «Морпасфлот» В. Петухов подписали соглашение о перевозках морем участников игр.  Фото Р. БумагинаЗаместитель председателя Оргкомитета XXII Олимпиады Г. Рогульский (слева) и председатель Всесоюзного объединения «Морпасфлот» В. Петухов подписали соглашение о перевозках морем участников игр. Фото Р. БумагинаПосле того, как пассажиры обосновались на судне, в один из ближайших вечеров устраивают их знакомство с капитаном и старшим командным составом. Это не только торжественный прием, но и мероприятие, позволяющее пассажирам познакомиться с людьми, ведающими теми или иными вопросами на судне. После этого организуют экскурсию по судну, где главным объектом показа является капитанский мостик.

Одним из центральных моментов обслуживания пассажиров является их развлечение. Для зарубежных пассажиров выступление судовой художественной самодеятельности всегда открытие. Огромным успехом пользуются концертные выступления членов экипажа на судах «Иван Франко», «Максим Горький», «Армения», «Узбекистан», «Аджария», «Россия», «Леонид Собинов». После концерта наступает как бы перелом в отношениях между пассажирами и членами экипажа, они становятся более теплыми, дружескими.

Выступления судовых музыкантов — профессионалов предусмотрены на танцевальных вечерах, в программах: «Час русской музыки», «Популярные мелодии советских композиторов» и т. п. На теплоходе «Иван Франко» программы оркестра записываются на магнитофонные кассеты и продаются здесь же на борту судна, это способствует популяризации оркестра.

Редко какой круиз обходится без карнавала. Присуждение призов за лучший костюм создает атмосферу интереса и придает соревновательный характер этому мероприятию. В нем с большой охотой участвуют туристы независимо от их возраста. Увлекательно, с участием большинства туристов, проходит праздник Нептуна. На память остаются дипломы и грамоты, подписанные Нептуном и капитаном.

Не только развлекательны, но и познавательны различные викторины (квизы), например, викторина «Знаете ли вы Советский Союз?», которая очень популярна среди иностранных туристов.

Десятки других мероприятий проводят на судах, особенно в период круизных плаваний: обучение туристов русскому языку, танцам, музыке; утренники для детей, беспроигрышные лотереи, дни советских национальных республик, выбора «Мисс», холодные буфеты, дегустации вин, блинов, шашлыков и т. д. Совместно с дирекцией круиза эти мероприятия организуют и проводят работники пассажирской службы судна. Для этого требуются определенные достоинства: умение общаться с пассажирами, эрудиция, артистические данные, хороший вкус.

Поскольку контингент пассажиров на судах бывает разный, то нельзя забывать и о национальных и государственных праздниках других стран. Так, в июле месяце на «Белоруссии» обычно следуют французские, польские и американские туристы. Четвертого июля — День Независимости США, четырнадцатого июля — День Бастилии и двадцать второго июля — День возрождения Польши. В эти дни весь командный состав выстраивается на палубе на торжественный подъем флага.

При каботажном плавании культмассовые мероприятия обычно проводят массовики, заключающие договор на выполнение работы на определенный рейс, круиз. В загранплаваний таких работников нет, поэтому весь комплекс развлекательных мероприятий ложится на пассажирского помощника капитана. А жизнь требует, чтобы на пассажирских судах был бы специальный человек, знающий иностранные языки и занимающийся только развлекательными мероприятиями. На наш взгляд этими и другими мероприятиями должен заниматься специальный администратор по культмассовой работе. Такая специализация кроме всего прочего повышает уровень культуры этих важнейших мероприятий на судне.

Мы перенимаем опыт ленинградцев по заказу такси для прибывающих в город пассажиров. Осуществляем заказ мест в гостиницах по судовому радио, бронирование билетов на железнодорожный и водный транспорт. Однако в летнее время часты отказы в бронировании на железнодорожные билеты. Нам кажется, что морское пассажирское агентство должно располагать определенной квотой мест разных видов транспорта, чтобы иметь возможность для полного удовлетворения запросов своих пассажиров. Авиационные кассы заказов с судов не принимают, так как вместе с бронированием необходимо вносить аванс, но сделать это с судна практически невозможно. Думаем, что в практику бронирования авиабилетов необходимо внести изменения — заказы с судов должны приниматься без аванса.

Постоянное совершенствование организации обслуживания людей, пользующихся услугами морского транспорта является нашей важнейшей задачей. Нам предстоит выдержать серьезный экзамен. Оргкомитет XXII Олимпиады назначил Всесоюзное объединение «Морпасфлот» генеральным перевозчиком участников игр из Европы, Северной Америки, Африки, Японии, Австралии и Новой Зеландии.

Дополнительная информация

  • Тип судна: Теплоход
  • На снимке:

    Советские комфортабельные лайнеры осуществляют перевозки пассажиров на международных и внутренних линиях

Прочитано 2135 раз
Другие материалы в этой категории: « Зубр Иван Гончаров »

Developed by Ext-Joom.com

Яндекс.Метрика