Developed by Ext-Joom.com

Понедельник, 01 Декабрь 2014 15:49

Товарищ

Автор  Л. Кущ, капитан дальнего плавания
Оцените материал
(1 Голосовать)

Рейс легендарного барка

1926 год ознаменовался замечательным событием в истории отечественного мореплавания. 29 июня в Кольском заливе начался рейс барка «Товарищ» под командованием известного капитана Д. Лухманова через Атлантику в Южную Америку.

«Товарищ» совершил океанский переход в 20 тыс. миль, что примерно соответствует плаванию вокруг света по экватору.
В отличие от современных парусных учебных судов такого класса «Товарищ» не имел вспомогательных двигателей ни для движения, ни для электросети. Генератор величиной с кулак обеспечивал работу кустарной радиостанции. Судно загрузили до предела — 3400 тонн гранитной брусчатки для порта Росарио в Аргентине.

В это тяжелое время подготовка рейса была сопряжена с большими трудностями. Недоставало парусов, тросов, одежды. Продовольственные запасы состояли из консервов, солонины и галет.

Плавание проходило в очень сложных гидрометеорологических условиях. В Баренцевом море при встречных западных ветрах штормовой силы тяжело груженное судно около 10 суток лавировало у мыса Нордкап, пытаясь обогнуть его и очередными галсами уходя далеко на север к зоне дрейфующих льдов. Штормы, снежные шквалы, частые повороты, авралы для брасопки рей, завалы волны на палубу при температуре воды 3—б градусов изматывали экипаж. Уборка и постановка парусов и их крепление на реях, на высоте 20—30 метров требовали больших усилий.

Если на северном галсе судно несколько продвигалось на запад, то на южном течение отбрасывало его назад, на восток. Однако лавируя, «Товарищ» на каждом галсе пробивался вперед. Только 26 июля на широте Бергена он получил попутный ветер и 1 августа отдал якорь на рейде английского порта Саутгемптон.

Следуя на Спидгетский рейд под всеми парусами, «Товарищ» встретился с яхтой английской королевы, возглавлявшей парадное маневрирование яхт Королевского клуба — участниц гонки через Атлантику, и, выполняя долг вежливости, отсалютовал своим флагом. Одновременно королевский штандарт склонился перед советским красным флагом. В то время это событие имело определенное политическое значение, и пресса на все лады широко комментировала его.

Капитан Д. Лухманов. 1926 год.Капитан Д. Лухманов. 1926 год.В Саутгемптоне экипаж вел подготовку судна к переходу через Атлантический океан. Заменили и пополнили паруса, такелаж, получили техническое снабжение и специальное продовольствие для тропиков.

Покинув в первых числах сентября берега Англии, «Товарищ» прибыл на рейд порта Фунщал острова Мадейра для пополнения запасов воды, овощей и свежего продовольствия. Администрация порта приняла советское судно настороженно, но разрешила общение с берегом и приобретение нужного снабжения. Однако вскоре местная полиция по указанию из Лиссабона задержала всех членов экипажа, находящихся на берегу, и принудительно водворила их на судно. Несмотря на энергичный протест капитана положение не изменилось и барк покинул негостеприимный порт.

Дальнейшее плавание было тяжелым и продолжительным. Переход от Мадейры до Монтевидео продолжался 2 месяца 17 дней. Находясь в зоне северо-восточного пассата, «Товарищ» штилевал. Пассат оказался слабым, потому что нарушилась обычная гидрометеорологическая конъюнктура из-за сильного урагана, прошедшего в Карибском море. Такая ситуация была неожиданной, так как тогда не было должной службы прогнозов.

В тропиках по нескольку суток донимали безветрие и мертвая океанская зыбь, вызывающая изнурительную качку стоящего на месте судна с креном до 15—20 градусов. Частые шквалы с дождем иногда ураганной силы требовали немедленной уборки парусов во избежание их потери. Продвижение проходило медленно, небольшими отрезками в разных направлениях.

Течение и дрейф значительно отбросили наше судно на запад, и мы с трудом прошли в южную часть Атлантики через пролив между островом Тар-нанду и выступающим в океан мысом Сан-Року (Бразилия).

Завершив плавание через Атлантику, «Товарищ» с хорошим ветром вышел в Ла-Плату и 26 декабря 1926 года прибыл в порт Монтевидео, где его тепло встретили жители этого большого и красивого города.

Затем с помощью буксира «Товарищ» по реке Парана отбуксировали в Аргентину в порт Росарио, где был сдан доставленный груз.

Для погрузки красного дерева барк перевели в Буэнос-Айрес. Десятки тысяч простых людей Уругвая и особенно Аргентины восторженно принимали советских моряков и ежедневно посещали наше судно. Выступления судового струнного оркестра и хора в разных клубах и в парках имели колоссальный успех.

В красном уголке появились подарки от рабочих организаций: барельеф с аллегорической фигурой труда, бюст В. И. Ленина, сделанный аргентинскими рабочими. В Росарио нам преподнесли хлеб-соль на красном шелковом флаге. На нем были вышиты серп и молот, надпись на испанском и русском языках: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

После почти четырехмесячного пребывания в портах Южной Америки, приняв груз красного дерева, «Товарищ» отправился в обратный рейс.

Вскоре после выхода в океан наш радист поймал сигнал известного барка «Памир», из серии гамбургских летающих «П», следовавшего из Чили в Гамбург. Суда разделяла небольшая дистанция, «Памир» был впереди, примерно в 100—150 милях. Совпадение, чтобы два судна одного класса оказались в такой ситуации и двигались в одном направлении, случается редко. Радисты каждый полдень обменивались координатами, и таким образом сложилась ситуация необъявленной гонки двух барков через Атлантический океан в меридиональном направлении. Для учебного судна это событие представляло большой интерес. Почти одновременно войдя в зону юго-восточного пассата, оба барка получили возможность «выжимать» скорость до 10 узлов. Преодолев штилевую полосу у экватора, вскоре вошли в зону северо-восточного пассата. Гонка продолжалась с той же скоростью, и «Товарищ» наседал на «хвост» «Памира» до мыса Фенистер (Испания), где из-за встречного ветра лег в дрейф, а «Памир» ушел на запад и потерял с нами связь.

Прошло несколько дней, и вот наконец долгожданный юго-западный ветер 6—7 баллов. Мы под всеми парусами «влетели» в Английский канал со скоростью 12—14 узлов, обгоняя многие попутные пароходы и теплоходы, которые приветствовали нас. Минуя остров Уайт, мы получили сообщение, что «Памир» прошел канал на двое суток раньше.

В период этой гонки все было подчинено «выжиманию» скорости. Мы, практиканты, ревниво следили за правильным использованием парусов и не считались ни со временем, ни с затратами труда ради обеспечения скорости. Наш кубрик буквально «кипел», реагируя на опережение или отставание. Обсуждались и истолковывались всякие предложения и варианты пути, маневров. Командование в кают-компании также с большим энтузиазмом обсуждало события и принимало меры для повышения скорости.

Надо помнить, что в то время советские моряки впервые на учебном парусном судне ходили в Атлантику, а «Памир» ежегодно делал два-три рейса в этом направлении. Теперь наш флот занимает видное место по количеству судов, плавающих в Атлантике, а наши учебные суда, оснащенные новейшей техникой, почти ежегодно плавают в этом океане.

Пройдя в Английский канал, «Товарищ» потерял ветер у порта Дувр, куда с помощью буксира зашел для пополнения запасов. Покинув Дувр и имея хорошие попутные ветры, барк прошел проливы Скагеррак и Зунд и 12 августа 1927 года вернулся к родным берегам.

Ленинград торжественно встретил нас. Под звуки «Интернационала» над кораблем взвился новый громадный Государственный флаг СССР — подарок Ленинградского Совета.

Барк «Товарищ» — первый советский учебный парусный корабль, совершивший такое плавание. Дальний рейс стал хорошей школой для многих судоводителей отечественного торгового флота.

Дополнительная информация

  • Тип судна: Барк
Прочитано 2686 раз

Похожие материалы (по тегу)

Другие материалы в этой категории: « Валентин Шашин Крузенштерн »

Developed by Ext-Joom.com

Яндекс.Метрика