Developed by Ext-Joom.com

Четверг, 04 Декабрь 2014 00:00

Балашиха

Автор  Ю. Михайлик, фото Я. Левита
  • Добавить комментарий
Оцените материал
(0 голосов)

Биография подвига

УКАЗОМ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ТЕПЛОХОД «БАЛАШИХА» НАГРАЖДЕН ОРДЕНОМ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ЦЕНТРАЛЬНОМУ КОМИТЕТУ КПСС, ПРЕЗИДИУМУ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

И СОВЕТУ МИНИСТРОВ СССР

Экипаж теплохода «Балашиха» Черноморского ордена Ленина морского пароходства с большим удовлетворением и благодарностью встретил сообщение о награждении судна орденом Дружбы народов за успешное выполнение заданий по доставке народнохозяйственных грузов в Демократическую Республику Вьетнам.

Мы, моряки теплохода «Балашиха», горды тем, что нам выпала честь своим делом претворять в жизнь миролю-бивую политику родной партии и правительства. Ко всем рейсам в порты ДРВ мы относились как к важнейшему заданию нашей партии и народа, как к святому интернациональному долгу.

В сложных условиях длительных рейсов наш экипаж не только выполнял, но и перевыполнял производственные задания, трудился с большим творческим подъемом. Во время стоянок судна в порту Хайфон в обстановке систематических бомбежек весь экипаж проявил выдержку, дисциплинированность и высокие моральные качества.

Во главе экипажа на всех ответственных участках всегда были коммунисты. В те трудные дни сердца и помыслы наши были с Родиной, Коммунистической партией, с ее Центральным Комитетом. Нас вдохновляли ее великие планы и задачи, ее верность идеалам классовой солидарности, последовательная борьба за интересы трудящихся масс, всего прогрессив-ного человечества.

Экипаж теплохода «Балашиха» горячо благодарит Центральный Комитет родной Коммунистической партии. Советское правительство за высокую награду и заверяет, что и впредь не пожалеет сил для претворения в жизнь ленинской миролюбивой политики нашей Родины, для осуществления исторических решений XXIV съезда КПСС».

«Балашиха» — один из многих серийных сухогрузов Черноморского ордена Ленина морского пароходства.

Он был построен херсонскими корабелами. Зо семь лет судно пересекло многие моря и океаны планеты. Но главной в работе судна и его экипажа все эти годы была вьетнамская линия, «огненные рейсы», как называли их моряки. В порты Демократической Республики Вьетнам «Балашиха» совершила 11 рейсов, перевезла более ста тысяч тонн грузов. Как и другие советские суда, стоящие на этой регулярной линии, «Балашиха» стала желанным гостем в Хайфоне. Каждый их приход в этот порт был живым проявлением братства, интернациональной помощи, воплощением миролюбивой политики Советского Союза.

Когда корреспондент журнала «Морской флот» встретился с членами экипажа «Балашиха», судно уже стояло в родном Ильичевском порту. Позади были долгие трудные месяцы героического рейса.

...Это было в начале 1972 года. Теплоход «Балашиха» снялся в очередной рейс: порты Черного моря — порты Теплоход «Балашиха» у причала порта Ильичевск

ДРВ. Плавание было трудным, северо-западную часть Черного моря сковали жестокие льды, пробиваясь через них, погнули винт. Пошли на Мальту ремонтироваться.

После старались как можно быстрее наверстать упущенное. Машинная команда боролась за каждую десятую узла — надо спешить. Ходовые вахты соревновались за точность удержания судна на курсе, за оптимальный выбор пути. 15 апреля пришли в порт назначения — Хайфон. Стали на внешнем рейде.

А затем тревожные строки судового журнала:

«16 апреля. 10.00. Массированный налет авиации самолетами типа «фантом» на порт Хайфон. Ведется обстрел бомбами и ракетами. В районе города видны черные клубы дыма. Экипаж собран во внутренних помещениях».

Капитан теплохода «Балашиха» Константин Иванович ТамбовскийКапитан теплохода «Балашиха» Константин Иванович ТамбовскийКапитан «Балашихи» К. И. Тамбовский вспоминает эти дни так:

— Массированные воздушные налеты повторялись до десяти раз в сутки. Мы прежде всего приняли все меры для обеспечения безопасности людей. Во время налетов на мостике находились вахтенный штурман, начальник рации и вахтенный матрос. Ну, и капитан, конечно. Все остальные члены экипажа должны были по сигналу тревоги уходить вниз. Организовали наблюдение за воздухом, все работы вели только в касках.

Все эти меры, конечно, несколько уменьшали риск, но никак не исключали его. При массовых бомбовых ударах по береговым сооружениям и акватории порта от близких разрывов бомб, от осколков кипела вода. Когда начались пожары в порту, наши моряки бросились на помощь вьетнамцам. В той обстановке, конечно,

приходилось рисковать. И люди выполняли свой долг просто, мужественно, самоотверженно. У нас ведь средний возраст — меньше тридцати, судно комсомольско-молодежное. И ребята вели себя героически.

Едва смолкали взрывы, как экипаж судна выходил помогать вьетнамским портовикам. Вместе с ними расчищали заваленные причалы, растаскивали горящие грузы, спасали их от огня.

В том же ритме жили стоящие рядом советские суда.

До девятого мая продолжались налеты. Почти месяц. А затем порты ДРВ были заминированы с воздуха.

Советские моряки судов, стоявших с грузом на борту, решили портов не оставлять. Груз, доставленный вьетнамским друзьям, должен быть ими получен.

И вот — блокада. Посреди бомбежек и обстрелов, когда в надстройках — черные пятна пробоин, когда рядом смерть грозит друзьям. Блокада —высочайшее испытание мужества и стойкости. Наши моряки вышли из него с честью.

Владимир Николаевич Соломаха — первый помощник капитанаВладимир Николаевич Соломаха — первый помощник капитанаПервый помощник капитана В. Н. Соломаха рассказал:

— Коммунисты показывали пример стойкости. Хочу назвать хотя бы некоторых. Это моторист Леонтий Леонтьевич Крапельницкий, второй штурман Александр Иванович Никитин, начальник рации Вадим Алексеевич Петров, старший повар Виктор Алексеевич Рекша, моторист Анатолий Иванович Сеник и многие другие. Владимир Валентинович Мищенко в этот рейс ушел кандидатом в члены КПСС. И свой кандидатский стаж про-ходил в осажденном, блокированном Хайфоне. Проходил с честью. И вернувшись на Родину, был принят в члены КПСС.

Несмотря на сложные блокадные условия, экипажи советских судов и трудились, и отдыхали — жизнь шла своим чередом. Ленинский коммунистический субботник прошел с большим подъемом, на всех судах выполнили значительный объем саморемонтных работ, использовали время вынужденной стоянки. В День советской молодежи на теплоходе «Дивногорск» состоялся концерт художественной самодеятельности советских моряков с «Балашихи», «Бабушкина», «Мичурина». На концерт пригласили и вьетнамских портовиков. Экипаж «Балашихи» предложил про-вести спартакиаду моряков. На судне, как всегда, отмечались дни рождений, виновник торжества получал большой именинный торт, который мастерски умеет готовить повар Виктор Алексеевич Рекша. В часы досуга в столовой команды раздавался громкий хохот — там читалась самодеятельная судовая поэма, где недостаток поэтического умения восполнялся морским юмором.

И все это — в бомбежки, в обстрелы, в дыму и пламени. Моряки постоянно знали, что Родина с ними, что ее заботами они будут вырваны из блокады, что помощь вьетнамскому народу продолжается. Приходили письма, газеты, книги, радиограммы. Шефы из подмосковного города Балашиха прислали теплое письмо.

Особым праздником для всех моряков судна стал день, когда в блокированном Хайфонском порту заместитель министра морского флота СССР С. А. Лукьянченко и заместитель начальника ЧМП X. И. Греку вручили членам экипажа Почетные грамоты, а семи морякам — капитану К. И. Тамбовскому, старшему помощнику капитана О. Кудрявцеву, старшему механику В. Ивановичу, третьему механику И. Иова, матросу А. Николаеву и буфетчице Е. Гребенюк значки «Почетному работнику морского флота».

Олег Владимирович Кудрявцев - старший помощник капитанаОлег Владимирович Кудрявцев - старший помощник капитанаРешением премьер-министра ДРВ судно и весь экипаж за проявленное мужество, за доставку народнохозяйственных грузов в условиях военного времени были награждены медалью «За дружбу». Эти награды морякам вручали в Хайфоне.

После длительной стоянки в Хайфонском порту экипаж «Балашихи» был отправлен на Родину, а вахту на судне принял подменный экипаж во главе с капитаном Г. И. Карагодиным. Моряки, пришедшие на смену, три месяца поддерживали героические традиции «Балашихи». А затем на судно вернулся основной экипаж. Вернулся, когда блокада была прекращена, когда усилиями Советского правительства, всего прогрессивного человечества было достигнуто перемирие во Вьетнаме. Но мины еще закрывали выход из порта.

3 марта 1973 года, почти через год после прихода в Хайфон, «Балашиха» первой из блокированных судов стала выходить из порта. Ровно в полночь, когда прилив достигает максимума, дали ход. Риск был велик, шли над минным полем. Вьетнамский лоцман и капитан-наставник Л. И. Лысаков, находившиеся на борту судна, осторожным маневрированием выводили «Балашиху» из опасной зоны. Семнадцать миль прошли за четыре часа. Семнадцать! А у «Балашихи» скорость—16 узлов. В четверть хода шли, но к рассвету оказались вне пределов опасности. За «Балашихой» пошли и другие.

И вот, наконец, долгожданный день — 29 мая. Родной Ильичевск, радостная встреча с друзьями и близкими.

Поздравить героический экипаж пришли начальник Черноморского ордена Ленина морского пароходства В. А. Голдобенко, секретарь партийного комитета ЧМП В. 3. Сенько, заведующий отделом транспорта и связи Одесского обкома КП Украины Д. В. Ткаченко и другие товарищи.

Здесь, на митинге, посвященном награждению судна орденом Дружбы народов, и было принято единогласно письмо Центральному Комитету КПСС, Президиуму Верховного Совета СССР и Совету Министров СССР.

Моряки «Балашихи» обещали, что будут плавать без заводского ремонта в течение пяти лет, что досрочно выполнят задание пятилетки. Воодушевленные наградой герои интернациональной дружбы трудятся сегодня с большим успехом. Их снова встречает мирный Вьетнам.

Вадим Алексеевич Петров — начальник радиостанции, секретарь комсомольской организацииВадим Алексеевич Петров — начальник радиостанции, секретарь комсомольской организации Сергей Сергеевич Иова - третий механикСергей Сергеевич Иова - третий механик

Владимир Валентинович Мищенко — третий помощник капитанаВладимир Валентинович Мищенко — третий помощник капитана Олег Вячеславович Грабовой — боцманОлег Вячеславович Грабовой — боцман

Анатолий Николаевич Николаев — судовой плотникАнатолий Николаевич Николаев — судовой плотник Виктор Алексеевич Рекша — старший поварВиктор Алексеевич Рекша — старший повар

Дополнительная информация

  • Тип судна: Теплоход
Прочитано 1663 раз

Похожие материалы (по тегу)

Другие материалы в этой категории: « Белоруссия Ион Солтыс »

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий, зайдите на сайт с помощью социальной сети

       


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика