С введением законодательных актов о защите окружающей среды от загрязнений и отсутствием на большинстве судов сепараторов, обеспечивающих высокую степень очистки льяльных вод от нефтепродуктов, которая требуется для портовых акваторий и прибрежных зон, возникла необходимость в специальных средствах, собирающих с судов различные отходы для последующей сдачи их на очистные сооружения, утилизации и уничтожения. Переоборудование и приспособление для этих целей имевшихся средств не всегда давало нужные результаты. Так возниц вопрос о создании специальных вспомогательных судов для новых природоохранных видов обслуживания транспортного флота. Первые серийные плавсредства такого назначения — сборщики судовых отходов, строительство которых освоено Бакинским судоремонтным заводом имени Вано Стуруа по проекту Черноморского ЦПКБ. Они являются одним из элементов природоохранного комплекса, созданного на морских бассейнах за последние годы.
При сравнительно небольших габаритных размерениях — длине 29,17 м, ширине 7,58, высоте борта 3,6 и осадке 3,1 м — сборщик принимает более 200 т нефтесодержащих льяльных вод, около 25 т вязких нефтеостатков, 60 т сточных вод и почти 5 т мусора. В обоснованных случаях прием льяльных вод может быть увеличен почти до 350 т благодаря использованию цистерны сточных вод.
Количество стоящих в порту и на рейде судов, которые может принять на свое обслуживание один сборщик, зависит от периодичности сдачи этими судами льяльных вод и других отходов, количества сдаваемых отходов, удаленности от порта мест приема собранных вод береговыми очистными либо другими сооружениями, производительности насосных средств сборщика, его скорости и грузоподъемности. Последние 2 фактора заметно влияют лишь при больших переходах от порта к месту сдачи отходов. На расстояниях до 5—10 миль, с которыми практически приходится сталкиваться, рост грузоподъемности, например с 200 до 800 т, позволяет увеличить количество судов, обслуживаемых сборщиком, не более чем на 25 %.
Принятая в проекте сравнительно небольшая грузоподъемность (около 300 т) обеспечила сборщику некоторые преимущества при достаточно высокой производительности. Она достигает 15—16 судов, имея в виду, что, по статистическим данным, суточное накопление воды в льялах машиннокотельных отделений в среднем составляет 10 т, а необходимая периодичность ее сдачи по условиям накопления в имеющихся емкостях — не менее 3 сут. Таким образом, ежедневно при 15—16 обслуживаемых судах сборщик должен принимать отходы только у 5—6 при занятости на обслуживании одного судна около 3 ч.
Помимо основных функций универсального приемщика судовых отходов, имеется возможность использования сборщиков как вспомогательных плавсредств для оказания помощи в тушении пожара на судах, стоящих в порту. С этой целью сборщик снабжен поворотным лафетным стволом, установленным на палубе, и двумя водопожерными насосами подачей 40 и 25 м /ч при напоре соответственно 80 и 65 м вод. ст. Имеется также цистерна вместимостью 2,7 м3 для пеноОбразующей жидкости.
Фекальная цистерна и цистерна для приема вязких нефтеостатков размещены между отсеками для льяльной воды, благодаря чему обеспечены более удобная мойка и обогрев указанных цистерн, так как ребра набора на ограничивающих их поверхностях и змеевики установлены со стороны смежных льяльных отсеков.
Для обслуживающей сборщик сменной вахты (3—4 чел.) есть дежурное помещение, помещение для разогрева и приема пищи, душевая, сушилка и др.
В качестве главного двигателя установлен дизель 6ЧСПН 18/22 с реверсредукторной передачей. Мощность дизеля 165 кВт, частота вращения на выходном фланце редуктора 450 об/мин, управление дистанционное из рулевой рубки. На мерной миле головной сборщик при волнении моря 2 балла, ветре 3 балла и ограниченной глубине 11,8 м развил скорость 7,5 уз при полной загрузке, соответствующей спецификационному водоизмещению 485 т. Мореходность сборщика допускает его переходы при волнении до 5 баллов.
Необходимые маневренные качества в стесненных портовых акваториях достигнуты благодаря принятым соотношениям главных размерений, а также применению движительного комплекса, включающего поворотную насадку. Сборщик хорошо управляется не только на переднем, но и на заднем ходу. Диаметр его циркуляции лежит в пределах двух длин корпуса. Перекладка насадки с борта на борт осуществляется электрогидравлической рулевой машиной типа Р01 за 15 с. Форма корпуса в корме и его конструкция в целом рассчитаны на работу в битом льду.
Швартовное оборудование приспособлено для подачи концов на высокобортные суда. Материал концов — пенька, что позволяет сборщику работать в нефтепорту. С этой же целью в дымовой трубе установлена система искрогашения, а привальный брус выполнен из резины.
Сборщик снабжен тремя грузовыми гофрированными резинотканевыми шлангами диаметром 100 мм и длиной 18 м каждый. Фланцы шлангов имеют накидные струбцины, позволяющие достаточно быстро осуществлять соединение.
На сборщике установлены 2 насоса для льяльных вод подачей по 100 м/ч при напоре 30 м вод. ст., что обеспечивает выкачку не более чем за 1,5 ч, а также необходимый резерв при неисправности одного из насосов. В случае последовательного включения насосов их напор может быть увеличен до 40—50 м вод. ст. Подача фекального насоса 57,5 т/ч. Дублирующее средство — водоструйный эжектор подачей 25 м3/ч, работающий от пожарной магистрали.
Суммарная установочная мощность потребителей электроэнергии сборщика составляет около 70 кВт. Наибольшая нагрузка приходится на режим выкачки льяльных вод. С учетом этого электростанция укомплектована дизельгенератором мощностью 50 кВт переменного тока напряжением 380 В. Установлен также второй генератор мощностью 25 кВт, поскольку во всех остальных режимах, включая аварийные, средняя потребляемая мощность не превышает 17 кВт.
Для обогрева грузовых цистерн и отопления помещений имеется автоматизированный котлоагрегат паропроизводительностью 630 кг/ч при рабочем давлении 500 кПа (5 кгс/см2). Для упрощения манипуляций с переключением задвижек и исключения недопустимого крена система приема льяльных вод в отсеки выполнена таким образом, что обеспечивает симметричное заполнение емкостей обоих бортов с верхней разводкой трубопроводов.
При проектировании сборщика были выполнены проработки, направленные на создание в дальнейшем модификации плавсредства, снабженного установкой для очистки нефтесодержащих вод по мере их приема с судов. Такая модификация необходима портам, в которых отсутствуют береговые очистные сооружения.
Интенсивная работа сборщиков, обеспечивающая их расчетную производительность, требует четкой организации системы обслуживания и надлежащей подготовки транспортного флота к такому обслуживанию. Для этого необходимы устройство на палубе судов выводов трубопроводов осушительной и сточной систем, заканчивающихся фланцем международного стандарта для быстрого подсоединения шлангов сборщика, установка кнопочных постов дистанционного пуска и остановки, обслуживающих указанные системы, размещение в районе выводов рымов для подъема шлангов сборщика средствами судна, а также наличие на судне простейшего грузоподъемного устройства для перегрузки мусора на сборщик. Технология приемки спорщиком мусора предполагает его накопление на обслуживаемом судне в полиэтиленовых мешках вместимостью около 40—50 л, которые затем перегружаются на палубу сборщика, укладываются в стандартные контейнеры с последующей их выгрузкой портовым краном на берег и вывозкой специализированным автотранспортом на городские свалки.
Для высокопроизводительной работы сборщиков существенна правильная организация операций по сдаче собранных отходов. Насосные средства позволяют откачивать льяльные и фекальные воды за 1,5 ч, не более 2,5—3 ч должны занимать все прочие связанные с этим работы. Однако простои в ожидании причала, отсутствие во многих случаях специально приспособленных мест шланговки сборщиков нередко ведут к значительным потерям времени. Затраты на содержание сборщиков могут быть несколько уменьшены, а срок службы их энергетической установки продлен в случае подключения грузовых насосов в режиме выкачки к береговым источникам электроэнергии через специальный щит питания. Для снижения затрат на обслуживание грузовых судов по сбору сточных вод следует рекомендовать увеличение емкостей до размеров, обеспечивающих нормальную продолжительность стоянки таких судов в порту под погрузочноразгрузочными операциями без сдачи фекалий сборщику.