Дорогой поиска
Как добиться максимальной отдачи основных фондов, повысить производительность труда на перевозках? Эти проблемы нам удалось частично решить.
Технико-экономический совет судна наметил основные мероприятия по повышению производительности труда на перевозках и во время судовых ремонтных работ. Приняли решение трудиться по щекинскому методу, увеличить эксплуатационный период судна. Теплоход «Доброполье» плавает 12 лет, перевозит грузы с повышенной химической активностью. В 1969 году мы впервые в пароходстве осуществили его перевод на эксплуатацию в течение четырех лет без заводского ремонта. На судне несколько отошли от сложившихся традиций и выработали новую унифицированную структуру экипажа без деления на палубную и машинную команды. Штат сократили на четыре человека: матроса, электрика, токаря-кладовщика
и радиооператора, но ввели должность помощника капитана по хозяйственной части.
Итак, был сделан первый шаг на пути поиска, который вызвал к жизни целый ряд последующих изменений, а именно: частичное перераспределение должностных обязанностей среди комсостава, изменение в планировании судовых работ и т. д. Старший помощник капитана теперь у нас освобожден от всех хозяйственных дел, он следит за выполнением графика ПНР по палубной части и несет две ходовые вахты. Деятельностью судовой кассы и канцелярии руководит помощник капитана по хозяйственной части, третий помощник капитана занимается только корректурой карт, а четвертый — обслуживает электрорадионавигацион-ные приборы и производит корректуру пособий. Помощник капитана по хозяйственной части возглавляет службу быта, ведет продовольственную и кассовую отчетность, судовую переписку, инвентарные книги, книгу приказов, оформляет все заявки по судну и т. д. Он же несет одну морскую вахту со старшим помощником капитана.
Таким образом, судоводительский состав освободился от ведения не свойственных ему хозяйственных и канцелярских дел и получил возможность глубже заниматься непосредственно вопросами обеспечения безопасности мореплавания. Это позволило внести изменения в составе ходовых вахт на мостике. В период плавания в сложных навигационных и гидрометеоусловиях, а также в ночное время вахту на мостике несут два помощника капитана. Один управляет судном, а второй ведет исполнительную прокладку. Старший механик теперь по существу является главным инженером и отвечает за техническое состояние всего судна, осуществляет контроль за выполнением графиков ППР и ведением технической документации.
После проведения подготовительных мероприятий с 1 июля 1972 года мы первыми в Мурманском пароходстве перешли на работу по щекинскому методу с внедрением унифицированной структуры экипажа. Итоги ее дали хорошие результаты. Все, что предусматривалось графиками ППР, было выполнено. Производительность труда повысилась почти на 15%.
Надо сказать, что экипаж успешно завершил работу которую планировалось произвести береговыми базами технического обслуживания.
Анализируя вышеприведенные показатели, нетрудно сделать вывод, что графики ППР, спускаемые на суда, далеко не совершенны и нуждаются в тщательной доработке. Нас также беспокоит неудовлетворительное обслуживание судов береговыми базами. Мало еще готовят кадры для судов, работающих с сокращенной численностью экипажа, в частности специалистов смежных профессий и помощников капитана по хозяйственной части. А это обстоятельство тормозит широкое внедрение щекинского метода на флоте. Значительное влияние на улучшение финансовых показателей оказывает увеличение ходового времени за счет сокращения непроизводительных простоев и времени под погру-зочно-разгрузочными операциями в портах. Здесь экипажу открываются максимальные возможности для проявления инициативы и изобретательства. Так, во время массовых перевозок навалочных грузов мы первыми в Мурманском пароходстве своими силами изготовили все необходимое оборудование для его крепления способом стропования вместо обычного мешкования. Тем самым значительно сократили стоянки в портах погрузки этого груза, так как крепление тоже производилось, как правило, силами экипажа.