"Николай Коперник" - универсальное рефрижераторное судно
В последние годы советский морской флот начал интенсивно пополняться быстроходными универсальными рефрижераторными судами, предназначенными для перевозки цитрусовых, бананов, замороженного мяса и других охлажденных грузов.
До настоящего времени под советским флагом плавали построенные в ФРГ и Италии современные рефрижераторы-банановозы типов «Арагви» и «Чапаев», а также большая серия судов из ПНР.
Польская судостроительная промышленность приступила к постройке универсальных транспортных рефрижераторов-банановозов для нашей страны еще в 1969 г. Первое такое судно, «Александра Коллонтай», с неограниченным районом плавания, дедвейтом 4500 т при перевозке замороженного мяса (2600 т при грузе бананов) было построено на Гданьской верфи им. Ленина в 1970 г.
Максимальная скорость этого судна при номинальной мощности главного двигателя 8400 э.л.с. и конструктивной осадке 7,3 м составляет 19,1 узла, а при длительной эксплуатационной мощности главного двигателя (7650 э.л.с.) и осадке 6,3 м — 17,5 узла. Объем трюмов теплохода при перевозке мяса и бананов равен соответственно 5337 и 5204 м3.
Рост перевозок охлажденных грузов, повышение требований фрахтового рынка вызвали необходимость пополнения отечественного флота рефрижераторными судами с улучшенными технико-экономическими показателями, в частности, с увеличенными кубатурой трюмов и скоростью хода.
Благодаря накопленному опыту проектирования и постройки судов данного типа судостроители Гданьской верфи в очень коротким срок создали совершенно новое рефрижераторное судно, которое по своим технико-экономическим показателям значительно превосходит уже эксплуатируемые теплоходы типов «Арагви», «Чапаев» и «Александра Коллонтай».
«Николай Коперник» — так названо головное быстроходное судно новой серии рефрижераторов, переданное в эксплуатацию Латвийскому пароходству в начале марта 1974 г.
Судно спроектировано и построено согласно Правилам и под наблюдением Регистра СССР на класс КМ*2 Л2 1 А2, а главной холодильной установке присвоен класс X 1 +.
Главные размереиия и основные характеристики судна:
Длина:
- наибольшая ....... 139,0 м
- между перпендикулярами ............ 128 м
Ширина........... 18 м
Высота борта до верхней палубы .......... 11,5 м
Осадка:
- по грузовую марку... 7,78 м
- при грузе бананов ... 6,71 м
Дедвейт:
- при осадке 7,78 м ... 5500 т
- при осадке 6,71 м ... 3750 т
Регистровая вместимость по грузовую марку:
- валовая .......... 6280 per. т
- чистая.......... 2570 per. т
Общая грузовместимость ... 7430 м3
Номинальная мощность главного двигателя......13 200 л. с.
Скорость хода при осадке 6,71 м ........... 21,8 узла
Дальность плавания .... 10 000/15 000 миль
«Николай Коперник» — одновинтовой теплоход с избыточным надводным бортом, предназначенный для перевозки бананов, цитрусовых, мороженого мяса, животных жиров и других охлажденных грузов. Район плавания судна неограниченный, с длительной эксплуатацией в умеренной и тропической зонах.
Судно имеет две стальные непрерывные палубы (верхнюю и «В») и две гретинг-палубы («А» и «С»), опирающиеся на стальную конструкцию, наклонный форштевень, бульбовый нос и крейсерскую корму.
Корпус и надстройки выполнены из углеродистой стали. Система набора верхней палубы и двойного дна продольная, остальных палуб и бортов — поперечная. По длине корпус разделен шестью водонепроницаемыми переборками, простирающимися от наружной обшивки днища до верхней палубы.
Машинное отделение размещено в средней части судна между вторым и третьим трюмами. Жилые и служебные помещения находятся в трехъярусной надстройке, расположенной в средней части судна.
Грузовое пространство составляют 4 грузовых трюма, разделенных палубой «В» на 8 независимых грузовых камер, подразделяющихся, в свою очередь, на 14 грузовых отсеков.
Хорошую управляемость судном обеспечивает обтекаемый руль типа «Маринер», который перекладывается электрогидравлической рулевой машиной, развивающей на баллере руля момент 16 тс-м.
На судне установлены две безвантовые Т-образные мачты, каждая из которых вооружена четырьмя грузовыми стрелами с таким расчетом, чтобы любой трюм обслуживался двумя стрелами. Грузоподъемность стрел при одиночной работе составляет 3 или 5 т с двухвитковмии талями, а при спаренной работе стрел—1,5 т.
Спасательные средства судна включают в себя две пластмассовые моторные шлюпки закрытого типа на 46 человек каждая и три надувных спасательных плота вместимостью по 10 человек. Для хозяйственных нужд и окраски наружной обшивки судна имеются рабочая шлюпка и жесткий пластмассовый плот.
Люки грузовых трюмов на наружной палубе (размерами 6,4м Х 5,6 м у трюма № 1 и 6,4 X 6,75 у остальных), закрываются стальными, изолированными крышками типа «Фольдинг», изготовленными в ПНР по лицензии фирмы «МакГрегор». Крышки зашиты алюминиевыми листами толщиной 1,5 мм. На палубе «В» бескомингсные люки закрываются проницаемыми крышками типа «Фольдинг». Управление люковыми крышками на верхней и «В» палубах осуществляется при помощи гидравлических приводов. На гретинг-палубах «А» и «С» люки закрываются деревянными решетчатыми крышками. В бортах между верхней и «А» палубами в каждом грузовом трюме имеются по два водонепроницаемых лацпорта размерами 1,5X1,5 м, которые также открываются и закрываются гидроприводами.
Для размещения экипажа, состоящего из 43 человек, и двух пассажиров на судне оборудованы комфортабельные каюты. Старший комсостав размещен в блок-каютах, остальной комсостав — в одноместных каютах с индивидуальными санблоками. Команда размещается в одноместных и двухместных каютах. Для пассажиров отведено помещение с выделенными спальней и санблоком. Имеется отдельная каюта для лоцмана.
Для отдыха экипажа, кроме салона комсостава и красного уголка, на судне оборудованы спортивный зал с необходимым инвентарем, бассейн, фотолаборатория.
Мебель в помещениях изготовлена из древесно-стружечных плит и отделана древесиной ценных пород. Переборки помещений облицованы пластмассовыми плитами различных цветов с матовой поверхностью. Все жилые, общественные и служебные помещения защищены термической, акустической и огнезащитной изоляцией.
Камбуз оборудован электрической плитой с шестью комфорками и духовкой, хлебопечью с электромеханической тестомешалкой, электросковородой, универсальным камбузным устройством, электрическим котлом, холодильником и другими устройствами. Продукты из кладовых провизии на камбуз подаются грузовым лифтом.
Все помещения оборудованы высоконапорной системой кондиционирования воздуха, обеспечивающей поддержание его температуры в пределах плюс 20—25°С и относительной влажности 40—60%.
В качестве главного двигателя установлен реверсивный дизель «X. Цегельски-Зульцер» типа 8РНД68 польского производства мощностью 13 200 э.л.с. при 150 об/мин с встроенным упорным подшипником. Расход топлива при номинальной мощности составляет 160 r/э.л.с.-ч. Двигатель приспособлен для работы на тяжелых сортах топлива.
Гребной вал установлен на подшипниках дейдвудного устройства, вкладыши которых залиты белым металлом и смазываются маслом. Уплотнения гребного вала с кормовой стороны и со стороны туннеля типа «Симплекс-Компакт».
Управление двигателем осуществляется дистанционно из ЦПУ при помощи эластичных механических тяг типа «Флексбау». Главный двигатель снабжен системой дистанционного автоматизированного управления (из рулевой рубки), обеспечивающей пуск, реверс, изменение режима и остановку двигателя при помощи одного органа управления. Возможна также аварийная остановка двигателя.
Для обеспечения судна электроэнергией установлены четыре дизель-генератора 3x400 В, 50 Гц с дизелями типа 5А25 «Зульцер», производства завода X. Цегельски мощностью по 750 л. с. при 750 об/мин. Двигатели приспособлены к дистанционному пуску из ЦПУ и оборудованы контрольноизмерительной и сигнальной аппаратурой, установленной в ЦПУ. Снабжение судна паром обеспечивают вспомогательный котел, работающий на жидком топливе, паропроизводительностью 1,6 т/ч при давлении 5 кгс/см2 и один утилизационный котел паропроизводительностью 2 т/ч при давлении 5 кгс/см2. Управление котлами автоматизировано.
Сжатый воздух для наполнения двух главных пусковых баллонов емкостью по 8 м3 и одного для вспомогательных двигателей емкостью 0,5 м3 подают два компрессора производительностью по 240 м3/ч и одни — 140 м3/ч при давлении 30 кгс/см2.
Работа всех механизмов машинного отделения контролируется из ЦПУ с периодической автоматической регистрацией параметров.
На судне имеются механическая и электросварочная мастерские с необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом.
В радиорубке установлены средневолновый и коротковолновый передатчики типов «Муссон» и «Бриг» с постами дистанционного управления; средне- и коротковолновый приемники типа «Шторм», смонтированные на столе радиооператора. В помещении рядом с радиорубкой размещены буквопечатающий аппарат Т63 с эксплуатационным приемником «Штиль» и фототелеграфный аппарат «ФАК-11» с приставкой «ОП-59» для приема метеорологических карт. Радио- и электронавигационное оборудование представлено радиолокационной навигационной станцией «Океан», радиопеленгатором типа «СРП-5» с встроенными репитерами гирокомпаса, гирокомпасом «Курс-4», приемоиндикаторами типов «Пирс-1Д» и «КПИ-4».
Главная холодильная установка одноступенчатого типа работает на фреоне-22 с рассольной системой охлаждения. В качестве хладоносителя применен раствор хлористого кальция. Установка провизионных камер работает в системе непосредственного охлаждения.
Четыре винтовых компрессора производства фирмы «Гренко» типа «SC-08», Голландия, непосредственно соединенные с электродвигателями переменного тока, оборудованы фильтрами на всасывании, запорной арматурой, манометрами, термометрами, прессостатами. Все это обеспечивает необходимое давление на всасывании и нагнетании системы фреона и масла в масляной системе для питания гидравлического устройства управления производительностью компрессора, а также его смазки и отделения масла от фреона, нагнетаемого в холодильную систему.
Компрессор оборудован системой автоматического регулирования производительности в пределах 10—100%.
Общая холодопроизводительность четырех холодильных агрегатов составляет 1,7 млн. ккал ч при —5°С/+40°С, что обеспечивает достижение необходимой температуры перевозки бананов в течение 48 ч (с момента окончания загрузки) и одновременную работу системы кондиционеров.
При удельном погрузочном объеме 3,15 м3/т провозная способность по бананам составляет 2350 т, включая картонную тару. Каждый из восьми независимых отсеков рассчитан на работу в пределах температур от +15°С до — 20°С. Существует возможность одновременно обеспечивать различные температуры в двух смежных трюмах. Регулировка температур охлажденного воздуха осуществляется дистанционно с точностью на выпуске в камеру ±0,2°С.
Циркуляция охлажденного воздуха в трюмах происходит вертикально. Охлаждаемый в рассольных воздухоохладителях воздух нагнетается в каналы под настил, откуда через отверстия поступает в грузовое пространство и из верхней части трюмов возвращается на всасывающую сторону. В каждой охлаждаемой камере у переборок на 41 и 129 шпангоутах установлено по два симметричных воздухоохладителя. Краткость циркуляции в пересчете на пустой трюм составляет 85 обменов в час. В период охлаждения смена воздуха происходит два раза в час. Во время перевозки неохлаждаемых грузов смена воздуха возрастает до четырех раз в час.
Сейчас, кроме теплохода «Николай Коперник», в состав советского морского флота вошли еще два таких судна, а к концу пятилетки их будет уже восемь.