Developed by Ext-Joom.com

Среда, 05 Ноябрь 2014 12:48

Артем

Автор 
  • Добавить комментарий
Оцените материал
(0 голосов)

Первые шаги щекинского метода на флоте.

На морском флоте щекинский метод работы находит широкое распространение. Показательна в этом направлении деятельность Латвийского пароходства. Первым здесь среди судов почин щекинцев подхватил экипаж теплохода «Артем». Затем его примеру последовали коллективы судов «Ардатов», «Кегумс», «Сена» и др. Сейчас более 20% экипажей работает с сокращенной численностью. Руководящий состав пароходства пропагандирует щекинский опыт: готовит различные методические разработки, выступает с беседами и лекциями. Начальник отдела труда и заработной платы пароходства В. Д удин а отмечает: «Эксперимент целиком находится в русле экономической реформы. Он логически вытекает из новой системы планирования и материального стимулирования. Отрадно, что примеру химиков последовали и наши моряки».

Большинство рейсов экипаж «Артема» перевыполняет. За высокие результаты, достигнутые в ходе социалистического соревнования в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, он награжден Почетной грамотой ММФ и ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота и первой денежной премией.

Как началось внедрение щекинского почина на судне?

Сначала в команде провели подготовку к работе по новому методу. На общесудовом собрании было решено сократить численность личного состава на четыре человека: матроса, моториста, электрика и матроса-уборщика. В экипаже вместо 37 стало 33 человека. Ежемесячная экономия фонда зарплаты составила 305 руб. 25 коп. Эта сумма выплачивается тем морякам, объем работы которых увеличился в связи с сокращением штата. Дополнительные трудовые затраты каждого члена экипажа соответственно оплачиваются.

Сокращенных электрика и моториста заменяют члены машинной команды. Их одиннадцать человек: третий механик, четвертый механик, элетромеханик, токарь-электрик, три моториста I класса и четыре моториста 2 класса. На плечи электромеханика и токаря-электрика падает основной объем работы сокращенного электрика. По условиям щекинского опыта им дополнительно выдается 22% основной зарплаты. Третий и четвертый механики заменяют сокращенных членов экипажа лишь на отдельных операциях и им доплачивают за это 8—9% основной зарплаты. Доля участия мотористов I и 2 класса и замене сокращенного моториста почти равная. Поэтому им повысили основную зарплату на 11—17%.

Сокращенного матроса заменяют боцман, два матроса I класса и четыре матроса 2 класса . Доплата к основной зарплате боцмана составляет 23%. Матросы, выполняющие функции сокращенных членов экипажа, получают равнозначную доплату.

Три человека из обслуживающего персонала (буфетчица, магрос-камбузник и матрос-дневальный) полностью выполняют обязанности сокращенного матроса-уборщика. Больший объем работы взяла на себя буфетчица. Ей доплачивается 33% основной зарплаты.

Разумеется, сумма дополнительного заработка может меняться. Но она всегда будет находиться в строгой зависимости от объема работы.

Вот что ответили нам моряки на наш вопрос по поводу нового метода работы судна.

1.    Что дает лично вам новый метод, каковы выгоды пароходству?

Матрос П. Космальский: «Новый метод дает мне повышенную заработную плату. Пароходству — высвобождение кадров, экономию средств».

Примерно такую мысль высказывают все 10 человек, заполнявшие по нашему предложению опросный лист.

Буфетчица Н. Гнедыш: «Судно делает рейсы на коротком плече. И я не могу сказать, что легко выполнять дополнительную работу. Тут приходится потрудиться как следует».

Четвертый механик К. Балтманис: «Новый метод заставляет улучшить организацию самих работ и повысить требовательность к качеству их выполнения. Постоянно думаешь, как облегчить ту или иную работу...»

Боцман В. Светличный: «...Дополнительной оплатой за мой труд я удовлетворен».

Токарь-электрик В. Рожко: «...Прибавкой к зарплате я не доволен. Она нигде не учитывается: ни в расчетах отпускных, ни при начислении премиальных...».

Впрочем, сам тов. Рожко правильно понимает суть метода, когда тут же говорит о выгодах пароходства.

2.    Какие вопросы нужно решить для более успешной работы? Одни отвечают: — «Нужна стабилизация кадров».

Дело в том, что сами условия труда по щекинскому методу предполагают необходимость закрепления определенных кадров за судном. Это важно и для организации работ, и для бухгалтерских расчетов, и для повышения квалификации работника. Каждому новому члену экипажа требуется время, чтобы привыкнуть к коллективу. Этот процесс продолжительный. И понятно в этой связи предложение моториста Г. Петрова: «Выпускников мореходных школ следует зачислять в штат мотористами только после прохождения .практики».

Другие члены экипажа подчеркивают, что необходимо решительным образом улучшить материально-техническое снабжение судна.

Моторист П. Сметанников по этому поводу пишет: «Материально-техническое снабжение находится на очень низком уровне, надо это дело обязательно улучшить... Нужно, чтобы береговые организации обеспечивали судно в любое время суток».

Его мысль продолжает электромеханик А. Скрынников: «Необходимо улучшить техническое снабжение, заявки должны обеспечиваться и в Риге, и в Клайпеде... почему-то бензин Б-70 стал дефицитным, без него невозможно выполнять профилактические работы».

Но ведь все это должны делать на каждом судне, особенно работающем по щекинскому методу. И наконец, еще один ответ: «Совершенствовать систему материального стимулирования». Боцман В. Светличный по этому поводу пишет: «Я считаю, что для государства выгоднее опла-
чивать экипажу плановое время рейса. Тогда заинтересованности у экипажа будет больше».

Вполне логично. Оплаты за плановое время стимулируют перевыполнение рейсовых задании, способствуют интенсификации труда. Существующий порядок оплаты не соответствует этому. Выполнило ли судно план или не выполнило — оплачивается лишь фактическое время в рейсе. Очевидно, этот вопрос требует особого изучения. Может быть, целесообразно принять новый порядок оплаты сначала на танкерном флоте.

Некоторые члены экипажа теплохода «Артем» материально не поощряются. К ним прежде всего относится командный состав. Однако щекинский метод и на них возлагает дополнительные обязанности. Например, увеличивается объем организаторской работы, усложняются функции регулирования взаимоотношений личного состава, заметно возрастают контрольные функции.

Старшему командному составу задали три вопроса, касающиеся эффективности применения щекинского опыта на судне.

1.    Каковы успехи судна или ваши успехи в щекинском движении? Капитан судна М. Подолян: «Повысилась ответственность всех членов экипажа за порученное дело, значительно улучшилась дисциплина труда, лучше стало использоваться рабочее время. Работа с сокращенной численностью экипажа обеспечивает опережение темпов роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы. В результате экипаж добился отличных показателей в социалистическом соревновании 1970 г».

Первый помощник Г. Иволгин: «Наши успехи — в росте производительности труда».

Старший помощник капитана А. Гринчук: «Сокращенная численность обязывает экипаж более уважительно относиться к труду обслуживающего персонала, поднимает бытовую культуру людей».

Старший механик В. Скурындин: «Об успехах судна необходимо оправиться в управлении пароходства. Личных достижений не имею. Повысился объем работы у меня и у всех механиков. Увеличилась ответственность. У механиков морального и материального стимула нет (за исключением электромеханика)».

2.    Какие вопросы нужно решить для более эффективной работы судна?

Ответы командного состава на этот вопрос совпадают с мнением рядового состава.

3.    Каковы перспективы и какие надежды вы возлагаете на новый метод работы?

М. Подолян: «Новый метод работы найдет дорогу на всем нашем флоте. Но необходимо его пропагандировать в печати, разъяснять выгоду и для моряков, и для государства».

Г. Иволгин: «Этот метод решает в известной мере вопрос высвобождения кадров. Надеемся, что он положительно повлияет на взаимоотношения «судно — берег».

А. Гринчук: «Перспектива в повышении эффективности работы флота».

И только один из десяти человек дал отрицательный ответ на этот вопрос.

Интенсификация труда тесно связана с его производительностью. Из ответов рядового и командного состава теплохода «Артем» видно, что производительность, эффективность использования флота зависят от целого ряда объективных и субъективных факторов.

Социологи доказали, что эффект многих из них зависит от сплоченности производственного коллектива.

В Латвийском пароходстве право внедрять щекинский метод предоставляется лучшим экипажам. «Артем» относится именно к таким судам. Коллектив этого судна успешно несет трудовую вахту.

Дополнительная информация

  • Тип судна: Теплоход
Прочитано 641 раз
Другие материалы в этой категории: « Николай Коперник

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий, зайдите на сайт с помощью социальной сети

       


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика