Developed by Ext-Joom.com

Воскресенье, 02 Ноябрь 2014 19:21

Шилка

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

Пакет в спасательном круге

Есть суда, имена которых не забываются. На Тихом океане такое долго живущее имя — «Шилка». Известно, что в первый год Советской власти судно, носившее это имя, доставило во Владивосток письмо американских рабочих В. И. Ленину.

Не часто можно увидеть унаследовавший это имя современный теплоход «Шилка» в родном порту. Но вот он на рейде Владивостока. Вместе с сотрудником института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Б. И. Мухачевым идем на судно.

Борис Иванович много лет занимается исследованиями материалов, связанных с письмом американских докеров Ленину. Недавно ему удалось обнаружить новые документы. С интересом слушали моряки рассказ ученого.

...Это было в конце 1917 года, вскоре после того, как свершилась Октябрьская революция. Напуганные ею, американские власти расправлялись с активистами профсоюза «Индустриальные рабочие мира». Буржуазная пропаганда клеветала на большевиков. А рабочая Америка хотела знать правду, и докеры Сиэтла через моряков торгового флота передали просьбу прислать людей, которые рассказали бы, что происходит в России. Первым советским судном, пришедшим в Америку, был пароход «Шилка».

Как вспоминает бывший член экипажа «Шилки» Н. Д. Крюков, рейд Сиэтла встретил их приветственными гудками. Однако в печати была пущена утка о «русском оружии», якобы спрятанном в трюмах. Десятки полицейских обыскали каждый уголок на судне, но ничего не нашли. Тем не менее, судно было задержано, и лишь после того, как развернулась массовая кампания за освобождение «Шилки», двум нашим морякам было разрешено сойти на берег, встретиться с докерами и принять участие в митингах.

Перед отходом докеры Сиэтла доставили на борт «Шилки» пачку отпечатанных на машинке листков, озаглавленных «Ленину с представителями большевистского правительства и через них рабочим России». Моряки бережно завернули это послание в асбест, запаяли в банку и зашили в спасательный круг. Письмо американских докеров было доставлено во Владивосток и 20 — 21 марта 1918 года напечатано в местной газете. А оригинал отправлен в Москву В. И. Ленину.

Хотя об этой истории много писалось, недавно удалось отыскать новые материалы. Прежде всего, это — статья председателя Владивостокского горисполкома той поры К. А. Суханова, опубликованная 25 января 1918 года в местной газете под заголовком «Американское правительство, американский пролетариат и Советская Республика России».

В статье приводятся документы, ранее неизвестные в исторической литературе.

Рассказ Бориса Ивановича взволновал членов экипажа. Посыпались вопросы. Моряки решили организовать исторический уголок на судне, установить переписку с двумя оставшимися в живых участниками легендарного рейса — Н. Д Крюковым и А. В. Никитиным. Николай Дмитриевич живет в Ленинграде. Алексей Васильевич — в Керчи. Николай Дмитриевич Крюков установил связь с одним из тех, кто был автором послания докеров В. И. Ленину — Генрихом Литгертом, который сейчас живет в ГДР, а также с американским журналистом — современником событий в Сиэтле — Артом Шилдсом, написавшим книгу об этой истории.

В последнее время Б. И. Мухаче-ву удалось разыскать еще одного очевидца событий в Сиэтле. Это — Михаил Иванович Лаптанович. Кресть-янин-белорус, он уехал в 1913 году на заработки в Канаду, потом работал на строительстве железной дороги на Аляске, а после февральской революции переехал в Сиэтл.

«О приходе «Шилки» в Сиэтл я услышал во время работы в порту — вспоминает Лаптанович — ...Мы пошли к «Шилке». Корабль был окружен полицейскими, находился под арестом. На нем производился обыск. Стало ясно, что местные власти как
огня боятся контактов советских моряков с рабочими Сиэтла».

М. И. Лаптановичу сейчас 85 лет. Живет он в Москве.

Ну, а как живут, трудятся те, кто продолжает дело отцов!

—    Мы считаем себя наследниками знаменитой «Шилки»,— сказал капитан теплохода Б. Г. Олешев,— и продолжаем ее традиции ударным трудом, крепим интернациональные связи.

Теплоход сейчас работает во «Вьетфрахте». Он перевозит грузы из Бангкока в Хайфон.

Капитан рассказывает о трудовых делах экипажа. Это и долгие рейсы вдали от Родины, и нелегкие будни арктической навигации.

Благодаря грамотной эксплуатации механизмов «Шилка» вот уже четыре года работает без ремонта. За счет сокращения простоев под погрузочно-разгрузочными работами, хорошей укладки грузов из года в год перевыполняет планы.

У моряков «Шилки» хорошо налаженные деловые отношения с докерами не только во Вьетнаме, но и в Японии.

—    В этом заинтересованы и мы, и они,— подчеркнул Олешев.

Бывает, что японские докеры приглашают наших моряков в свой клуб, не остается в долгу и экипаж «Шилки»

Одним словом, напряженной, интересной жизнью живет экипаж современной «Шилки».

Дополнительная информация

  • Тип судна: Теплоход
Прочитано 4758 раз
Другие материалы в этой категории: « Капитан Бондаренко Комсомолец Находки »

Developed by Ext-Joom.com

Яндекс.Метрика