Космическая вахта в океане
В соответствии с программой исследования космического пространства и планет солнечной системы в период : 21 июля по 9 августа 1972 г. в Советском Союзе осуществлен запуск четырех автоматических межплатных станций серии «Марс». Основной их целью является исследование планеты Марс и окружающего ее пространства, а также характеристик межпланетной среды.
Стремительно набирая высоту, уходит в высь ракета. Трасса ее полета пролегает в зоне действия измерительных пунктов. Они как эстафету передают ее друг другу. Ведь зоны радиовидимости соседних станций слежения перекрывают одна другую, а максимальная продолжительность связи наземной станции с космической ракетой в диапазонах УКВ ограничена видимым горизонтом и на участке выведения не превышает четырех минут. Огромные чаши параболических антенн, едва приметно поворачиваясь как шляпки подсолнухов за Солнцем, автоматически следят за полетом ракеты.
На территории Союза ССР, от Карпатских гор до Тихоокеанского побережья, разбросаны наземные станции слежения, которые входят в состав командно-измерительного комплекса. Измерительные пункты определяют параметры траектории, измеряют наклонную дальность, радиальную скорость, углы места и азимуты летящей ракеты. Радиосигналы, принимаемые наземными пунктами, по специальным линиям связи передаются в Координационно-вычислительный центр, где поступившая информация обрабатывается на быстродействующих электронно-вычислительных машинах. Здесь-то и определяются фактические параметры траектории движения. Одновременно наземные измерительные пункты принимают с борта ракеты телеметрическую информацию. Данные телеметрии дают возможность контролировать работу двигательных установок, следить за состоянием бортовых систем, оценивать стабилизацию ракеты.
В период вывода на заданную орбиту космические ракеты пролетают над материковой частью нашей страны. На этом участке за ними следят наземные станции. Когда же они пролетают над океанами, в работу включаются специальные суда, оснащенные необходимыми средствами.
За тысячи миль от родных берегов замерли в морской пустыне четыре теплохода. Четыре корабля под советским флагом — морские дозорные космоса. Возглавлял эту флотилию теплоход «Академик Сергей Королев». Огромные параболические чаши антенн, нацеленные в лазурное небо, делают его силуэт необычным. Проходящие мимо суда замедляют ход и, отдавая дань уважения белоснежному красавцу, салютуют ему протяжными гудками. Плавучая станция слежения застыла на зыбкой океанской волне в Гвинейском заливе, неподалеку от экватора. Южнее флагмана, почти до побережья южноамериканского континента вытянулись в линию по трассе полета «марсов» корабли «Ристна», «Моржовец», «Бежица». В зоне радиовидимости этих судов должно было произойти повторное включение двигателя последней ступени ракеты чтобы сообщить аппарату скорость, необходимую для выхода на траекторию полета Земля — Марс.
«Космический» флот нашей страны насчитывает в своем составе десять научно-исследовательских судов Академии наук СССР. Флагманом кораблей космической службы является самый большой в мире корабль науки — «Космонавт Юрий Гагарин». Этот одиннадцатипалубный красавец турбоход водоизмещением 45 тыс. т. построен ленинградскими корабелами. Длина судна 232 м, ширина 31, высота от киля до клотика 61 м, мощность главной турбины 19,5 тыс. л. с., скорость около 18 узлов. По своей оснащенности судно по-истине уникальное. На борту турбохода находятся 435 человек, из них 155 членов экипажа и 280 научных сотрудников — астрономы, физики, математики, инженеры, техники. Гигантский корабль — это плавучий космический центр, способный в условиях автономного плавания практически выполнять все задачи по управлению спутниками Земли, космическими кораблями, лунниками и межпланетными станциями, совершающими рейсы к Венере и Марсу. В любой точке Мирового океана корабль в состоянии постоянно поддерживать устойчивую связь с Центрами управления полетами как напрямую, так и через спутники связи «Молния».
У флагмана есть два собрата — научно-исследовательские суда «Космонавт Владимир Комаров» и «Академик Сергей Королев». Водоизмещение первого 17,5 тыс. т. Он поражает огромными двадцатиметровыми шарами, в которых упрятаны две его параболические антенны. Несколько больших размеров «Академик Сергей Королев», его водоизмещение 22 тыс. т. Впервые он участвовал в обеспечении полетов космических кораблей «Союз-10» и «Союз-11». Многие годы прилежно работали и работают на космос «Боровичи», «Невель», «Кегостров», «Долинск». Эти корабли науки внесли свою лепту в общее дело освоения космоса.
... Четыре часа пополудни. В южных широтах Атлантики океан неспокоен. Хмурые волны многотонной зеленой массой обрушиваются на стальной корпус корабля «Бежица». Стаи неугомонных чаек с пронзительным криком носятся над палубой. Шумит, рокочет океан, шипя и бурля у борта судна. Несмотря на это, верхняя палуба забита людьми. Сюда пришли все, кто свободен от вахты. Взоры всех направлены в небо, по которому плывут гроздья мощных кучевых облаков.
Корабль «Бежица», как и его собратья «Моржовец», «Ристна», оснащен средствами приема, регистрации и обработки телеметрической информации. Он первым встречает космического посланца с Земли — в зоне его радиовидимости должна включиться двигательная установка. Посмотреть это зрелище и собрались люди на палубе.
В строго рассчитанный момент двигатель последней ступени включился. Однако плотный облачный покров не позволил с судна наблюдать рукотворный «небесный» огонь. Водопад радиоволн обрушился на приемные антенны корабля. Споро и деловито работают телеметристы. Не прошло и минуты, как на Большую землю полетело радиосообщение: «Двигатель включился в расчетное время. Все параметры в норме, стабилизация устойчивая». Спустя короткое время аналогичное сообщение передали «Моржовец» и «Ристна». Но вот космическая ракета появилась в зоне радиовидимости корабля «Академик Сергей Королев». На его палубах все, кто не занят по службе. Только в лабораториях несут вахту радиофизики и электрики, телеметристы и антенщики, операторы и инженеры-связисты.
Нежно-голубым шелковым куполом раскинулось небо над экватором. Только в его южной стороне бездонную лазурь слегка подернули серебристо-белые полосы облаков. Куда ни кинь взор — всюду синее покрывало моря. И вдруг облака в зените раздвинулись словно занавес. А секундой позже с палубы корабля увидели, как полыхает багрянцем небесная синь. Огненные струи раскаленной плазмы рвали черноту космоса, И в тот же миг над океаном пронесся восторженный крик всех тех, кто был на палубах. А корабль, устремив к небу огромные чаши антенн — электронные «глаза и уши», жадно ловит сигналы. Телеметрическая информация тут же с помощью передающей антенны мощным пучком уходит опять в космос. Радиоволны, достигнув спутника «Молния», вновь устремляются к поверхности планеты и поступают на чаши приемных наземных антенн. Затем радиосигналы поступают для обработки в координационно-вычислительный центр. Всеми делами вершит мощный автоматизированный комплекс. Информация в виде буквенно-цифрового текста высвечивается на экранах телевизионных мониторов. Специалисты внимательно анализируют множество параметров, характеризующих работу двигательной установки.
Но вот интегратор выдал команду на отсечку двигателя ракеты и сработал пороховой заряд. Пружинные толкатели, мгновенно высвободив скрытую в них энергию, отбросили от станции последнюю ступень ракеты. «Марс-6» начал автономный, самостоятельный полет. Его скорость в этот момент превышала 11,5 км/сек. Ее достаточно, чтобы разорвать оковы земного притяжения. выйти в космос и по дуге гигантского эллипса приблизиться к Марсу. Но прежде космическому аппарату предстоит покрыть путь неимоверной длины, пройдя почти полмиллиарда километров. На это потребуется более 200 земных суток. Только в первой декаде марта 1974 г. «Марс-6» достиг цели.
Морской Флот №2 1974