Developed by Ext-Joom.com

Среда, 05 Ноябрь 2014 21:34

Азербайджан

Автор 
  • Добавить комментарий
Оцените материал
(0 голосов)

В те военные годы

Окончание. Начало здесь.

 

Каспийский бассейн

Во время Великой Отечественной войны работа флота Каспийского бассейна была чрезвычайно напряженной — массовые перевозки нефтепродуктов, леса, хлеба, а затем эвакуация людей в районы Средней Азии, даже на танкерах, вывоз оборудования, доставка воинских частей и военной техники фронту, снабжение горючим войск, сражавшихся в героическом Сталинграде.

Интенсивная эксплуатация флота и уменьшение объема ремонта судов, производимого судоремонтными заводами, которые были переведены на выполнение заказов фронта, поставили перед моряками и работниками пароходств задачу — максимально использовать все резервы для успешного осуществления перевозок. Кроме этого, судовые экипажи должны были ликвидировать повреждения своих судов, полученные в результате бомбежки флота вражеской авиацией на Астраханском рейде, в Волго-Каспийском канале и в открытом море.

В. Чеховской, организатор восстановления парохода «Коминтерн»В. Чеховской, организатор восстановления парохода «Коминтерн»Большие работы по ремонту судов силами экипажей развернулись на танкерах пароходства «Касптанкер». Инициатором этого почина выступили моряки танкера «Азербайджан». Еще в начале 1941 г. судно предполагалось поставить на завод, однако команда по предложению старшего механика С. Охонько решила провести ремонт своими силами. Охонько, его помощник Кравцов, моторист Глебов, слесарь Лаврентьев и другие члены экипажа разобрали главные двигатели, сменили поршни, очистили котел, перебрали арматуру и выполнили другие трудоемкие работы. Почин экипажа «Азербайджана» был подхвачен на танкерах «Ленин», «Цюрупа», «Коминтерн», «Профинтерн», «ВКП(б)» (старшие механики Бородин, Мухин, Прозоров, Свиридов) и на многих других. Команды этих судов устанавливали на плаву с пригонкой по месту лопасти гребных винтов, а также цилиндровые втулки главных двигателей, делали перетяжку цилиндровых втулок, разбирали цилиндровые крышки, меняли поршни, производили центровку и привалку и т. д.

Помимо этого, моряки Каспия осуществляли своими силами перекладку коленчатых валов, устраняли раскепы, выполняли обработку с пригонкой мотылевых и головных подшипников, полностью перебирали конденсаторы с частичной сменой труб и манжет, которые изготовляли сами, если у них имелись токарные станки.

Такие работы производились на судах, где старшими механиками плавали Ткачев, Прохоров, Чубаков.

Моряки «Касптанкера» неустанно искали резервы провозной способности флота, одним из которых явилось увеличение скорости хода. На пароходе «Марат» машинная команда по инициативе старшего механика Калугина добилась увеличения мощности главной машины, благодаря чему скорость судна возросла на один узел.

В сухогрузном пароходстве «Каспфлот» положение с ремонтом флота было еще более напряженным, учитывая, что возраст большинства судов превышал 30 лет.

Моряки пароходства отдавали все силы, чтобы, обеспечивая перевозки грузов, поддерживать суда в исправном техническом состоянии.

Экипаж теплохода «Азербайджанец» (капитан Лунин) взял обязательства отремонтировать судно без вывода его из эксплуатации. Руководимая старшим механиком Павловым машинная команда выполнила сложный ремонт двигателя со сменой втулок, при этом особенно отличились второй механик Проненко, четвертый механик Мосин, мотористы Аржанухин, Косыгин и другие. Были сэкономлены два месяца ремонтного времени.

Машинная команда теплохода «Куйбышев», руководимая старшим механиком Б. Юккелем, за 15 суток провела своими силами ремонт главных двигателей. За этот короткий срок большую работу заводского характера выполнили моторист Б. Фомин и слесарь Д. Зозуля.

Во время массового налета фашистской авиации на порт Астрахань серьезные повреждения получил сухогрузный пароход «Чичерин» — на нем лопнули дымогарные трубки в котлах. Рискуя жизнью, старший механик Е. Пахолок, машинисты Дементьев и Шевченко заглушили лопнувшие трубки, не снижая давления пара в котлах, и тем самым спасли судно и находившихся на нем людей.

Пассажирский теплоход «Дагестан» (капитан П. Пуговкин) получил приказ участвовать в высадке десанта на необорудованном берегу. Чтобы ускорить доставку воинских частей к месту высадки, машинная команда (старший механик К. Яшин), приняв необходимые меры, форсировала двигатели, добившись увеличения скорости судна с 14 до 18 узлов. Задание фронта, несмотря на налеты авиации врага, было успешно выполнено.

В пароходстве «Рейдтанкер», насчитывавшем наибольшее число судов в бассейне, флот состоял из паровых, дизельных буксиров и нефтеналивных барж. Команды судов, которые работали на Астраханском рейде до наступления зимы 1941/42 г. и не смогли попасть в Астрахань на зимовку, организовали ремонт на месте стоянки в 40 км от города. Из матросов, рулевых, кочегаров, камбузников были созданы бригады плотников, котельщиков, маляров, выполнявших ремонтные работы по корпусам судов, а из механиков и мотористов сформированы слесарные бригады, ремонтировавшие двигатели и механизмы. Руководили бригадами старшие механики.

Баржа № 55 была переоборудована в плавмастерскую, возглавлявшуюся Л. Сомовым. Из членов судовых команд и работников плавмастерской создали ремонтные бригады, которыми руководили старшие механики судов Г. Колин, М. Привалов, А. Эберлейн и другие. Они выполняли все работы по ремонту зимовавших судов, получая от заводов отдельные сменные части.

Судовые команды принимали все меры, чтобы продлить навигационный период благодаря проведению котло- и моточисток на ходу. Так, машинная команда теплохода «Колхозник» под руководством старшего механика Ежикова добилась, что в течение девяти месяцев 1942 г. судно работало без вывода из эксплуатации, что позволило сделать дополнительные рейсы и доставить сверх плана свыше 20 тыс. тонн нефтепродуктов фронту.

На волжских переправах выше Астрахани в районе Сталинграда работали суда «Рейдтанкера», пароход «Спартаковец», доставлявший на правый берег Волги боеприпасы и вывозивший из осажденного города население и раненых, дважды подвергался бомбежкам с воздуха. Экипаж, возглавляемый капитаном Н. Тараскиным, и особенно старший механик А. Сергеев, помощник механика Г. Гайворонский, кочегар В. Захаров, отремонтировали судно своими силами, не выводя его из эксплуатации.

Теплоход «Дзержинский» до января 1943 г. (капитан Н. Мишин) совершал рейсы на переправе у Каменного Яра при постоянных налетах фашистской авиации. В этих тяжелых условиях героический экипаж обеспечивал бесперебойную связь с правым берегом Волги, а старший механик М. Подзоров, умело руководя машинной командой, добился бесперебойной работы всех механизмов.

В 1942 г. значительная часть судов «Рейдтанкера» плавала на Гурьевском морском рейде и осталась там на зимовку. Из моряков была организована специализированная бригада по ремонту самоходных судов, возглавляемая групповыми инженерами-механиками П. Челышевым и Г. Чикиндасом.

Немалую помощь экипажам судов Каспийского бассейна оказывали судовые механики, инженеры, направленные из других бассейнов, ЦНИИМФа, Морсудопроекта и центрального аппарата министерства.

Инженеры-механики наставники ММФ И. Тумм, Б. Кузнецов, В. Кончаев осуществляли постоянный контроль за технической эксплуатацией флота, выходя в рейсы, оказывая необходимую помощь на месте. В. Чеховской являлся организатором восстановления парохода «Коминтерн» пароходства «Рейдтанкер». Благодаря энтузиазму рабочих судоремонтных заводов и экипажа судна оно было введено в строй через 25 суток.

Бригады судовых механиков, руководимые А. Головацким и М. Хмелевским, за трое суток сменили гребные винты на теплоходе имени X Годовщины Октябрьской Революции и произвели переборку двух главных двигателей.

В заключение следует сказать, что в этой статье авторы коснулись работы во время Великой Отечественной войны только коллективов трех морских бассейнов. Конечно, и на Дальнем Востоке также было немало выдающихся механиков, таких, как Молдованов, Малахов, Поверов и другие. Немалую помощь флоту Дальнего Востока оказал плавсостав, направленный из западных бассейнов страны, и в том числе старшие механики Беспалов, Богатырев, братья Врублевские, Шуваев, Кончаев.

Тридцать лет назад одержана Великая Победа, в которую немалый вклад внесли и судовые команды. Трудовые и ратные подвиги моряков были неоднократно отмечены высокими правительственными наградами, благодарностями военного и военно-морского командования, приказами наркома морского флота.

Многие из тех, кто нес тяжелые вахты в годы Великой Отечественной войны, пали смертью храбрых при исполнении своих обязанностей. Многие не дожили до сегодняшних дней, некоторые ушли на заслуженный отдых, часть продолжает трудиться и сейчас.

Честь и слава морякам-воинам. Их славные имена навсегда останутся в памяти людей, в истории нашего флота.

Дополнительная информация

  • Тип судна: Теплоход
Прочитано 866 раз
Другие материалы в этой категории: « Георгий Седов Одесский Горсовет »

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий, зайдите на сайт с помощью социальной сети

       


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика