Developed by Ext-Joom.com

Среда, 05 Ноябрь 2014 21:35

Одесский Горсовет

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

В те военные годы

Начало. Окончание здесь.

Велика была роль морского флота в Великой Отечественной войне. Морские транспортные суда перевозили войска, вооружение, боеприпасы, горючее и многое, непосредственно участвовали в десантных операциях и наряду с этим осуществляли перевозки народнохозяйственных грузов.

Для успешного выполнения этих заданий большое значение имело состояние судов, их энергетических установок и всех технических средств.

Решающая роль в подготовке судов к рейсам принадлежала экипажам, и в первую очередь судовым механикам, которые в те тяжелые годы проявляли мужество и патриотизм и с честью исполняли священный долг — защиту своей родины. В героические страницы истории нашего флота вписано немало их имен.

В кратком очерке, естественно, невозможно вспомнить всех и все. Здесь излагаются только некоторые факты и те события, в которых авторы были участниками и свидетелями и которые сохранились в их памяти.

С первых дней Великой Отечественной войны практически все морские бассейны нашей страны стали театрами военных действий.

Северный бассейн

Суда Северного, Мурманского и Арктического пароходств ремонтировались преимущественно на заводе «Красная кузница» в Архангельске, в Лайском доке, на Мурманском судоремонтном заводе, а также в судоремонтных мастерских пароходств и портов.

С наступлением войны в характере работ и программах этих заводов произошли значительные изменения: дополнительно к ремонту транспортного, технического и ледокольного флота они должны были выполнять непосредственные заказы фронта, задания по переоборудованию и вооружению мобилизованных в состав ВМФ транспортных судов, ремонту и докованию боевых кораблей, а также выпускать боеприпасы. Положение обострилось еще тем, что значительная часть квалифицированных рабочих ушла на фронт, ухудшилось снабжение предприятий материалами, инструментами и запасными частями. Судоремонтные базы Севера не могли выполнить весь необходимый флоту объем ремонта.

Перед плавсоставом, судовыми партийными организациями и коллективами пароходств возникла задача — изыскать дополнительные возможности для производства ремонта судов своими силами. Зачинателем такого движения была команда парохода «Аркос».

В обращении ко всем морякам Северного бассейна, которое от имени экипажа подписали капитан А.    Соболев, старший механик Молвистов, помполит Малыгин, предсудкома Панкратов и другие, было сказано: «...мы тщательно рассмотрели дефектные ведомости на судоремонт 1941 —1942 гг. и пришли к убеждению, что можем обойтись без заводского ремонта, отремонтировать судно своими силами и израсходовать на ремонт вместо отпущенных 95 только 47 тыс. руб. Кроме того, имея токарный станок, мы обязуемся по заказу пароходства изготовить сменные детали для других судов. Мы призываем экипажи других судов пересмотреть свои дефектные ведомости...»

Этот патриотический почин был подхвачен экипажами судов «Родина». «Лена», «Алма-Ата», «Диксон». «Сталинград» и на других судах. где имелись токарные станки. Организация и проведение ремонта флота находились под неослабным контролем политотделов и местных партийных органов. Во время плавания моряки были постоянно готовы принять немедленные меры к исправлению повреждений, которые возникали как в результате аварий, так и при бомбежках с воздуха и артиллерийских обстрелах.

Первое боевое крещение получил в июне 1941 г. пароход «Роза Люксембург». Во время бомбежки в период погрузки был разорван борт судна, повреждены переборки трюма и машинного отделения, частично разрушены вспомогательные механизмы и грузовые лебедки. Судно охватил пожар, который был быстро ликвидирован благодаря самоотверженным действиям старшего механика В. Потемкина. Одновременно велись работы по исправлению повреждений, что позволило пароходу своим ходом дойти до Мурманска.

В сентябре 1941 г. в горле Белого моря был торпедирован пароход «Аргунь». Экипаж, возглавляемый капитаном В. Глешнером, проявил пример самоотверженности и стойкости в борьбе за живучесть судна. До последнего момента в залитом водой машинном отделении находились старший механик М. Петров и вахтенный механик П. Иванов, которые обеспечили работу машинной установки и последними покинули машинное отделение.

Массовый героизм проявляли команды судов, следовавших в караванах при перевозке вооружения и боеприпасов из союзных стран для фронта.

Среди судов каравана, подвергавшихся яростным атакам фашистов, были «Революционер», «Старый большевик», танкер «Азербайджан», «Сталинград». «Сухона», «Родина» и др.

В июне 1942 г. «Азербайджан» (капитан В. Изотов) был атакован вражескими торпедоносцами. Одна из торпед попала в судно. Произошел взрыв большой силы, в результате которого получили повреждение грузовые танки, погас свет и остановились двигатели.

В этой чрезвычайно сложной обстановке второй механик секретарь парторганизации судна Д. Слаут вместе с мотористом Н. Маренковым в кратчайшее время привели в действие главные двигатели, что позволило судну продолжить рейс. Одновременно четвертый механик Васильев и донкерман Черноусов, совершив умелый перепуск, выровняли крен.

Всем известен неравный бой ледокольного парохода «А. Сибиряков» (капитан А. Качарава, старший механик Н. Вочурко) и СКР 19 «Дежнев» (командир А. Гидулянов) с фашистским линкором «Адмирал Шеер». В этом бою принял участие и груженный лесом пароход «Революционер» (капитан Ф. Панфилов, старший механик В. Макарьин).

На пароходе «Революционер» вспыхнул пожар, в результате которого сгорели надстройки, артиллерийским обстрелом были повреждены рубки, рулевое устройство, выведен из строя ряд механизмов й др. Судну предстояло идти на ремонт в Архангельск, но экипаж с помощью береговых организаций порта Диксон исправил часть повреждений собственными силами, в том числе изготовил временную рулевую рубку на корме, и судно продолжило рейс.

Черноморско-Азовский бассейн

К началу Великой Отечественной войны в Черноморско-Азовском бассейне было восемь судоремонтных заводов, но уже в конце 194.1 г. почти все они были эвакуированы и ремонт судов осуществлялся только СРЗ имени Дзержинского в Туапсе и мастерскими в Новороссийске, Сочи и Батуми. Следовательно, вся тяжесть работ по поддержанию флота в состоянии, обеспечивающем выполнение заданий, легла на плечи судовых экипажей, и главным образом машинных команд.

В начальный период войны транспортный флот обеспечивал эвакуацию предприятий, грузов и населения. Совершая огненные рейсы в Одессу, Севастополь и другие порты, суда непрерывно подвергались налетам вражеской авиации.

Славные страницы в историю Черноморского пароходства вписал теплоход «Кубань». О нем уже немало рассказывалось, и мы остановимся только на некоторых трудовых и боевых подвигах машинной команды судна.

В 1941 г. «Кубань» была переоборудована на туапсинском СРЗ имени Дзержинского. Объем работ был значительным, так как теплоход с постройки плавал без ремонта, но все основные работы по ремонту главного двигателя и механизмов выполнила машинная команда под руководством старшего механика Сорокина. После успешного окончания ремонта экипаж теплохода, возглавляемый капитаном Г. Вислобоковым, блестяще справился с труднейшим заданием — высадкой десанта в Феодосию и совершал дальнейшие рейсы на Феодосию. В одном из них в машине была обнаружена неисправность, грозящая выходу из строя главного двигателя. Командование судна рискнуло остановить в море главный двигатель. Машинная команда, возглавляемая Сорокиным, в составе механиков Т. Чумака, В. Себалиса, П. Лукьянцева, С. Бурячика, мотористов П. Чернушенко. А. Кондратенко, М. Линника и Б. Пенкина устранила дефект меньше чем за час, вместо 6 — 7 ч. «Кубань» продолжала свой поход.

Примером высокой ответственности за порученное дело может служить машинная команда теплохода «Ворошилов», руководимая старшим механиком С. Безрученко. На этом теплоходе были установлены два главных двигателя, из которых работал только один, а второй бездействовал из-за отсутствия коленчатого вала. Несмотря на это, судно благодаря тщательному уходу экипажа за механизмами успешно выполняло задания фронта по доставке военной техники в Камыш-Бурун.

На теплоходе «Жан Жорес» (капитан Н. Алексеев) при высадке десанта в порту Феодосия бомбежкой была разбита рама ахтерштевня, поврежден и залит водой трюм № 4 и туннель гребного вала. В таком состоянии судно прибыло в Новороссийск, однако для его ремонта не было времени, так как теплоход требовалось срочно отправить обратно с тяжеловесами. И команда судна по инициативе старшего механика А. Звороно за двое суток исправила рулевое устройство, откачала затопленные трюм и туннель.

«Березина», буксируемая катерами«Березина», буксируемая катерамиСудовые команды и бригады плавсостава значительную долю работ по текущему ремонту и устранению повреждений производили на ходу судна и во время стоянок в портах. Например, экипаж парохода «Курск» выполнил своими силами 90% всех работ, в том числе и такие, как установка новой динамомашины. То же самое можно сказать о моряках «Березины», «Шахтера», «Пестеля», «Калинина», где плавали старшими механиками Волохов, Забелло, Качуровский, Скадовский, Островидов, Костецкий, Следзюк, Врублевский и др.

В отличном состоянии находились механизмы на флагмане Азовского пароходства теплоходе «Анатолий Серов» (капитан Орлов, старший механик Звонарев),

Старший механик парохода «Чатырдаг» Хозе М. ТаридасСтарший механик парохода «Чатырдаг» Хозе М. ТаридасТщательно было подготовлено к десантным операциям одно из самых старых судов азовского пароходства пароход «Чатырдаг», старшим механиком на котором плавал испанец Хозе М. Таридас. Судно при бомбежке на рейде Феодосии подучило пробоину в машинном отделении. Старший механик до последнего момента находился в машинном отделении. прилагая все усилия к заделыванию пробоины, и последним покинул тонущее судно. Хозе М. Таридасу предложили выехать на Дальний Восток, но он отказался, заявив, что будет мстить фашистам здесь. Таридас был назначен старшим механиком на пароход «Одесский Горсовет» и сумел добиться значительного повышения мощности его главной машины.

За время Великой Отечественной войны не было ни одного случая, чтобы какой-нибудь танкер Черноморского нефтеналивного пароходства «Совтанкер» не выполнил задания по вине экипажа. В этом большая заслуга машинных команд, которые, несмотря на чрезвычайную напряженность работы, вели неослабное наблюдение за механизмами, проводили профилактические мероприятия и ремонт своими силами.

Танкер «Вайян Кутюрье» (капитан Н. Ригерман) подвергнулся нападению фашистских самолетов. Одна из бомб попала в судно. В машинном отделении и в жилых помещениях возник пожар. И хотя он был быстро ликвидирован, обгорели каюты, вышла из строя осветительная проводка, вырванной оказалась переборка машинного отделения. Главные двигатели и вспомогательные механизмы покрылись толстым слоем сажи. Старший механик Логвиненко, второй механик Бордюг и другие члены экипажа не допустили, чтобы танкер вышел из строя и стал на ремонт: все повреждения были ликвидированы на ходу, танкер не имел ни одного дня простоя. Машинная команда под руководством Логвиненко и Бордюга во время стоянки судна в портах под сливом и наливом груза, а также в рейсе провела ремонт механизмов.

При следовании в Севастополь танкер «Кремль» (капитан А. Шабля) подорвался на магнитной мине, при этом вышли из строя грузовые насосы, брашпиль и лебедки. Машинная команда во главе со старшим механиком Б. Харченко еще в плавании исправила все повреждения. Это позволило сразу же после прихода в порт назначения выполнить все грузовые операции.

В одном из рейсов вражеская бомба попала в машинное отделение танкера «Эмба» (капитан П. Сорока), который доставлял горючее в Камыш-Бурун. И только благодаря мужеству и самоотверженной работе экипажа судна, и в первую очередь его старшего механика Г. Каявы, оно было спасено от взрыва и полного разрушения.

Танкер «Серго» с грузом и пассажирами по пути в осажденный Севастополь был торпедирован. В образовавшуюся огромную пробоину хлынула вода, затопившая четыре левых кормовых танка и помповое отделение. Судно стало крениться на левый борт. Моряки и машинная команда судна во главе со старшим механиком Герасимовым работали с удесятеренной энергией. На них лилась холодная вода, все приходилось делать на ощупь. Героическими усилиями всего экипажа удалось сохранить остойчивость и маневренность танкера, который благополучно прибыл в пункт назначения.

Следует подчеркнуть, что судовые команды, наряду с выполнением любых работ по ликвидации повреждений, соблюдали основные положения технической эксплуатации флота и без скидок на военное время добивались максимально возможного использования мощности, экономии топлива, увеличения эксплуатационного периода. Например, на танкере «Громов» (капитан Фомин), старший механик Ржевский и третий механик Залужный добились увеличения периода работы котлов между котлочистками с 1300 до 4000 ч.

Дополнительная информация

  • Тип судна: Пароход
Прочитано 2086 раз
Другие материалы в этой категории: « Азербайджан Революционер »

Developed by Ext-Joom.com

Яндекс.Метрика