Developed by Ext-Joom.com

Пятница, 07 Ноябрь 2014 00:30

Петр Великий

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

Морской флот СССР в 1951 - 1958 гг.

Окончание. Начало здесь.

К НОВОМУ РУБЕЖУ

Директивы XX съезда партии (1956 г.) по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР намечали пополнить морской флот более экономичными судами с повышенными скоростями хода, с более совершенными двигателями и судовыми механизмами. В морских портах планировалось ввести в действие до 10 тыс. м механизированных причалов, внедрить новые высокопроизводительные механизмы.

В области развития морского флота новая пятилетка началась с создания для него первого в мире атомного ледокола. 25 августа 1956 г. в
Ленинграде на Балтийском судостроительном заводе был заложен, а 5 декабря следующего года спущен на воду атомный ледокол «Ленин», водоизмещением 19 тыс. т, с атомной силовой установкой мощностью 44 тыс. л. с.

В 1957 г. в принципе был готов проект нового вида морского транспорта — пассажирского судна на подводных крыльях В том же году на Херсонской судоверфи было положено начало строительству сухогрузных пароходов с турбозубчатой установкой, головным из которых стал «Ленинский комсомол». По заданию Министерства морского флота был разработан проект танкера грузоподъемностью 25 тыс. т, а в 1958 г. началось строительство отечественных танкеров типа «Пекин» дедвейтом 50 тыс. т.

Для облегчения труда плавсостава широкое развитие получили средства механизации и автоматизации. На многих судах была автоматизирована регулировка питания и горения в главных и вспомогательных котлах, система воздушного охлаждения и наполнения баллонов сжатым воздухом для пуска двигателей. Часть судов, например ледокол «И. Сталин», была модернизирована и переведена с твердого топлива на жидкое.

Эксплуатационная и коммерческая деятельность морского флота в шестой пятилетке ознаменовалась значительными изменениями в структуре перевозок. После XX съезда КПСС принципиально по-новому был поставлен вопрос о роли морского транспорта и темпах развития различных видов плавания. Раньше при планировании морских перевозок основное внимание уделялось удовлетворению внутренних потребностей. Теперь же была поставлена задача максимального переключения морского тоннажа на внешнеторговые перевозки. Был изменен и порядок их планирования: вместо тонно-миль стали учитывать доходы. Проблема быстрого увеличения объема транспортировок экспортно-импортных грузов выдвигалась на передний план. Уже в 1957 г. рост перевозок в загранплаваний стал значительно опережать каботаж: при общем росте морских перевозок (в тоннах) на 8% темпы увеличения малого каботажа составили 5%, а загранперевозок — 21%.

В сложных условиях проходила работа многих судов морского флота в 1956 г. Неблагоприятные гидрометеорологические факторы потребовали особенно большого напряжения от моряков Балтийского, Северного, Черноморского и Дальневосточного бассейнов. Исключительно трудной оказалась навигация на Северном морском пути. Усложнило работу флота дальнего плавания и то, что в результате англо-франко-израильской агрессии был выведен из строя Суэцкий канал. Судам, совершавшим рейсы на Дальний Восток, в Китай, Индию, Бирму и другие страны Юго-Восточной Азии, приходилось огибать Африку, намного удлиняя свой путь. Но, несмотря на эти трудности и нередко проводимую в отношении советских судов политику дискриминации со стороны властей в капиталистических странах, значительно вырос объем заграничных перевозок, расширились морские связи нашего государства. В 1956 г. советские суда посетили свыше 250 иностранных портов.

Огромную роль в обеспечении ритмичной, слаженной работы флота и портов играли регулярные линии, перевод грузовых судов на работу по расписанию. В первом полугодии 1957 г. суда регулярных линий перевезли 45% всего количества грузов. Были созданы новые линии не только в каботаже, но и в заграничном плавании, такие, как Ленинград, Вентспилс — порты Англии и континента; Ленинград — Хельсинки — Стокгольм — порты континента; порты Черного моря — порты Италии, Югославии, Скандинавии, ГДР и др.

Большинство портов добились значительной экономии стояночного времени флота. Этому способствовало растущее оснащение портов техникой, неиссякаемая творческая инициатива и изобретательство портовиков.

В первые годы шестой пятилетки интенсивно развивается сотрудничество стран-членов СЭВ в области морского транспорта. Созданная на основании решения IX сессии СЭВ Постоянная комиссия по транспорту (июнь 1958 г.) приняла на себя решение задач по подготовке рекомендаций, направленных на обеспечение возрастающих потребностей в перевозках сырья и материалов между странами-членами СЭВ. Первое заседание комиссии, состоявшееся в октябре 1958 г., приняло постановление о координации перспективных планов развития транспорта. Именно с этой поры начинают создаваться совместные судоходные линии стран социалистического содружества.

На новую высоту поднимается морская наука, призванная внести существенный вклад в превращение морского транспорта Советского Союза в одну из совершенных отраслей народного хозяйства. Венцом совместных усилий ученых, корабелов и моряков в то время явилось практическое применение на морском флоте атомной энергии — строительство первого в мире атомного ледокола «Ленин». В период 1951 —1958 гг. получили дальнейшее развитие теория и практика судостроения и портостроения, началось исследование Антарктики, были достигнуты новые успехи в освоении Арктики, расширилась сеть научных учреждений, улучшилась их научно-исследовательская работа и подготовка научных кадров.

Успехи в морском судостроении ознаменовали начало научно-технической революции на водном транспорте страны. Не случайно Всесоюзный институт научно-технической информации АН СССР ввел в 1958 г. в реферативном журнале «Машиностроение» новый раздел в виде отдельного выпуска — «Водный транспорт». В 1955 г. в системе Академии наук СССР создается новый Институт комплексных транспортных проблем для разработки технико-экономических обоснований взаимодействия различных видов транспорта и комплексного развития единой транспортной сети СССР.

Расширение масштабов деятельности морского транспорта, выдвижение перед ним требований более полного обеспечения внешнеторговых перевозок вызвало необходимость активизации партийно-политической работы среди моряков загранплавания, усиления внимания и ответственности территориальных парторганизаций за работу морского торгового флота.

Постановление ЦК КПСС от 12 апреля 1957 г. «О политорганах Министерства морского флота СССР» обязывало обкомы, крайкомы, ЦК компартий союзных республик, а также соответствующие райкомы и горкомы партии обеспечить повседневное проведение партийно-политической работы среди рабочих и служащих предприятий и организаций морского флота, глубже вникать в их производственную деятельность. Вместо политотделов в пароходствах были созданы парткомы. Некоторые из них получили права райкомов. Учитывая особые условия работы морских судов и полярной авиации, не имеющих постоянной связи с территориальными парторганизациями, Центральный Комитет сохранил институт помощников капитанов, а также заместителей командиров авиаотрядов и начальников авиапортов по политической части.

Политический и трудовой подъем, охватившие экипажи судов и коллективы портовиков, привели к значительному улучшению работы морского торгового флота в 1958 г. по сравнению с предыдущими годами шестой пятилетки. Все пароходства успешно завершили годовой государственный план перевозок, перевезли сверх задания большое количество грузов в каботаже, добились хороших финансовых результатов по перевозкам в заграничном плавании.

В сумме за три года шестой пятилетки грузооборот морского флота вырос еще на 54%. Себестоимость перевозки одной тонны снизилась на 17,6%. Объем перегрузочных работ в портах в 1958 г. увеличился на 40,5%. Выпуск продукции промышленными предприятиями отрасли за эти годы возрос на 33,3%.

К концу 1958 г. морской флот подошел к рубежу, за которым последовал этап бурного роста морского тоннажа в годы семилетки 1959— 1965 гг.

Дополнительная информация

  • Тип судна: Теплоход
Прочитано 1920 раз
Другие материалы в этой категории: « Иван Сусанин И. Сталин »

Developed by Ext-Joom.com

Яндекс.Метрика