б июня исполняется 190 лет со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Его именем были названы многие суда. О некоторых из них рассказывается в предлагаемом материале.
Приближалось 25-летие образования Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ).
Флот РОПиТа из года в год пополнялся новыми пароходами, среди которых были грузопассажирские суда, приобретавшиеся в Англии. В угоду титулованным особам этим пароходам чаще всего присваивались такие имена, как «Великий князь Михаил», «Великая княгиня Ольга» и т. д.
Но в 1881 году традиция была нарушена — на просторы Черного моря вышел пароход «Пушкин», построенный в Англии. Имея длину 88,8 м, ширину 10,2 м, он мог принимать на борт 28000 пудов различных грузов и 257 пассажиров. Приписан пароход был к Одесскому порту.
Однажды «Пушкин», совершая очередной рейс, попал в жестокий шторм. Не раз команде казалось, что вот-вот очередная волна поглотит пароход. Но капитан Иван Эдуардович Жирар, бывалый моряк, уверенно вел судно. До этого он командовал пароходами «Эльбрус», «Цесаревич», «Россия», совершал рейсы на Дальний Восток. 1 января 1882 года взошел на капитанский мостик «Пушкина». И прокомандовал судном около семи лет. Впоследствии Иван Эдуардович создал морскую школу, сыгравшую важную роль в обеспечении флота РОПиТа высокообразованными кадрами. В начале нашего века капитан Жирар — «Рыцарь моря», как его называли коллеги,— был избран директором Русского общества пароходства и торговли.
...К утру буря стала стихать, и пароход смог подойти к Ялте. Пристаней здесь тогда не было, и судно принималось на рейде. Десятки лодок устремились к «Пушкину» за пассажирами. Лодочники, умело балансируя, ловко подхватывали уставших от тяжелого перехода людей и переправляли их на берег.
Многие лодки останавливались не доходя до берега, и тогда носильщики или лодочники брали пассажиров на руки и выносили на сушу. Стоимость доставки пассажиров с судна на берег нередко была выше, чем плата за перевозку между портами.
Русский писатель Иван Алексеевич Бунин всегда с теплотой описывал пассажирские суда и морские путешествия на них. Возвращаясь с женой из Крыма в Одессу на пароходе «Пушкин», он писал брату 1 октября 1898 года: «Видишь, я в море и ужасно доволен этим».
Летом 1906 года на «Пушкине» из Одессы в Ялту вместе с матерью совершил поездку юный Константин Паустовский. Он рассказал о путешествии и пароходе в книге «Повесть о жизни».
Морской транспорт в те времена был почти единственным видом снабжения еще только заселявшегося Причерноморья. «Пушкину» вместе с другими судами РОПиТа приходилось перевозить людей, грузы, почту,
обеспечивая, как тогда было принято говорить, срочное сообщение, в отличие от случайного плавания парусных лодок-фелюг и военных шхун.
Заходы в порты Кавказа, связанные с ожиданием неизменных рейдовых пересадок, заставляли несколько поволноваться пассажиров. Но не только ожидание подхода лодок, опасение в сутолоке и суматохе потерять багаж были тому причиной. Пугала и ненадежность самого способа переправы на берег. Дело в том, что, если был шторм, «Пушкин» проходил мимо порта. Бывали случаи, когда в зимнее время, в непогоду, он не имея возможности высадить пассажиров в Сочи, возил их между Сухуми и Новороссийским по три недели.
Зато когда прибывал в Батуми, пассажиры блаженствовали. После рейдовых стоянок в Туапсе, Сочи, Гагре, Новом Афоне, Сухуми люди с удовольствием ощущали твердость земли.
...Лето 1905 года. Нарастают революционные события на юге страны. 15 июня на Одесский рейд прибыл броненосец «Потемкин». Массы трудящихся устремились к порту, к героическому кораблю. Одними из первых свое отношение к потемкинцам выразили пушкинцы: в знак солидарности на «Пушкине» был тоже поднят красный флаг...
В декабре 1905 года московские рабочие начали вооруженное восстание. Их поддержали во многих других городах, в частности — в Новороссийске. На подавление этого выступления царские власти отправили войска. Но моряки торгового флота, в том числе и команда «Пушкина», отказались перевозить их.
Свыше тридцати лет проплавал по Черному морю первый пароход «Пушкин». Водили его многие капитаны. Последним из них был Григорий Дмитриевич Ещенко...
Последующие суда из «семьи» «Пушкина» плавали на Каспии, по дальневосточным и северным морям, а в наши дни — и через океаны.